Костёр 1983-02, страница 36

Костёр 1983-02, страница 36

ВСЕСОЮЗНАЯ

КОМСОМОЛЬСКАЯ

СТРОЙКА

Александр ГОСТОМЫСЛОВ Рисунок Н. Куликовой

Ударный отряд наступает

Сквозь сон я слышал, как хлопали двери, топали ноги, потом заурчали машины. Но за несколько дней я так устал, что проснуться никак не мог.

Кто-то постучал в окно и строго произнес:

— Пора...

Я с трудом разодрал глаза. За окном — никого, только на раме сидела ворона и поглядывала на рассыпанное на столе печенье.

Распахнул окно. Ворона прыгнула на стол, посмотрела на меня блестящим, как икринка, глазом и, слегка картавя, произнесла:

— Проспишь...

От изумления шлепнулся на койку. Я знал, что в отряде живет ручная ворона, но чтобы такие таланты!..

Ворона положила одну пе-ченину на другую и сердито предупредила:

— Пора... проспишь...

Глянул на часы: действительно проспал! С треском натянул одежду — и на улицу. А там ревут моторы, перекликаются ребята из Всесоюзного ударного комсомольского отряда XIX съезда ВЛКСМ — шоферы и мелиораторы.

Они быстро забрались в кузов автофургона. Шофер убрал лесенку и захлопнул дверцу в кузове.

Я побежал изо всех сил:

— Меня возьмите!

Из кузова высунулись чьи-то руки, подхватили и втащили меня уже на ходу.

Окончание.

См. «Костер» № 1, 1983 г.

Скользя по глине и завывая мотором, машина выползла на дорогу. И резво повезла нас, делая короткие остановки. Первым вылез командир отряда с несколькими ребятами, они пошли в цех делать бетонные плиты для дренажных канав. Потом попрыгали девушки — убирать коряги с раскорчеванного участка.

Сзади тронули за плечо:

— Не заробеете под землей поработать?

Обернулся. Аня Петрова насмешливо смотрела на меня. Ребята оглянулись — не испугаюсь ли?

Машина пришла в поле. Мы выпрыгнули вдвоем. По тропинке спустились в болотистую, торфяную низину, над которой еще плыли клочья предутреннего тумана. От земли тянуло сыростью и гнилью. Всюду торчали пни, коряги, корни, обломки стволов. Эта низинка называлась— объект Мостищи. Осушать ее трудно — пни мешают, а выкорчевывать не удается — трактора тонут.

Ночью прошел дождь, торфяник насытился водой и стал похож на кисель.

— Осторожно, — предупредила Аня. — Нам говорили, что если сюда забредала корова, то назад она уже не воз-, вращалась, пропадала в трясине.

Когда развеялся туман, я увидел машины с задранными гусеницами. Оказалось, что еще вчера вечером провалился в трясину канавокопатель. Бульдозер пошел вытаскивать — и тоже застрял.

Вокруг тракторов сидели мелиораторы и словно чего-то ждали, вслушиваясь в болотную тишину.

Я тоже насторожился и услышал, как поют комары.

Но вот люди повернули головы. Из-за горы выполз бульдозер. Бригада поднялась и, подбирая по пути коряги, пошла к нему навстречу. Он ехал медленно, вдавливая . пни в жижу. Иногда рвал дерновый покров и кренился набок. Тогда рывком давал назад. Под

бегали рабочие и забрасывали опасное место корягами, корнями, бревнами.

Бульдозер длинным тросом зацепил застрявшую машину и с ревом потащил, вышвыривая из-под гусениц бревна. Болото гулко чавкнуло и отпустило машину.

Теперь, в связке, идя след в след, оба бульдозера подобрались к канавокопателю и высвободили его.

Бригадир стал смотреть в нивелир, Аня туго натянула на прочных упорах стальную проволоку вдоль будущей канавы. Я тоже посмотрел в нивелир и увидел, что проволока натянута с небольшим уклоном. Канавокопатель чутким щупом взялся за эту проволоку. По ней он автоматически определит глубину канавы и с точностью до сантиметра даст ей нужный уклон.

Ковши, укрепленные на подвижной ленте, вгрызались в землю. Транспортер отбрасывал ее в сторону. И вот уже образовалась канава глубиной в метр, полтора, два...

— Сейчас будет врезка, — предупредила Аня. — Самое интересное. К магистральной трубе подсоединят начало той, что станем укладывать мы.

В канаву прыгнул самый опытный рабочий. Железным щупом стал ударять в землю. Наконец глухо звякнуло.

— Нашел!

Лопатой начал снимать синюю глину. Под синей оказался слой белой глины. Белая была как липучка. Ее приходилось соскабливать о край канавы. Рабочий раскопал пролегшую на глубине трубу. Остреньким молоточком часто застучал по ней, как дятел. Прорубил ровную дырочку, сверху приладил другую трубку, первое звено той трубы, для которой мы готовились копать канаву. Чтобы трубки не разошлись, укрепил их еловыми колышками, глиняным замком и закутал стеклотканью.

Взвыл канавокопатель и потянул узкую глубокую щель. Там, в глубине, у самого дна канавы, ловко работала Аня. Потом я сменил ее.

32