Костёр 1983-06, страница 40

Костёр 1983-06, страница 40

КРАСКИ ОСЕНИ...

чувствую, не усидеть: дай, думаю, проверю моего медведя, заметил ли меня и долго ли шел за мной по следу? Пришла в лес, нашла это место — вот и мой поворот. Мишка сперва пошел за мной, потом как метнется в сторону! Кто его испугал — не знаю. Сошел с тропы, залез на елку. Что он там высматривал?.. И на третий день опять пошла в лес на то же место, взяла с собой мешочек с сухарями — оставлю ему, думаю. Оставила, но теперь в лесу было много лосиных следов. Что ему мои сухари!

— Целый рассказ. Хоть печатай. А кто вас научил любить лес? Ведь вы горожанка, коренная ленинградка.

— Отец. Он был у меня охотником, часто брал с собой и меня. Сперва шла за ним, собирала цветы, красивые веточки, потом стала ко всему присматриваться. У меня и отец, и мать были ярославские. Отца уже в 13 лет семья отослала в город работать, помогать. А родилась я здесь, в городе, в 1935 году, потом были война, эвакуация, вернулась в 1945-м, смотрю — все соседние дома разрушены, а наш дом стоит,

цел. Ну, значит, подумала — жизнь продолжается.

— Как вы стали художником?

— У меня к краскам уже в детстве было какое-то особое отношение. Когда меня спрашивали: «Кем ты будешь?», я отвечала: «Буду делать краски». В третьем классе меня отдали в художественную школу, кончила ее, приняли в Академию художеств. Помню, тогда же сделала первую книжку. Киевское издательство заказало рисунки к рассказу А. Чехова «Белолобый». А я еще студентка, живу в общежитии, стола нет, половину рисунков сделала у себя на коленях. Второй книгой был Борис Житков «Что я видел». Студенткой же начала рисовать и для «Костра».

— Обязательно разыщем эти ваши первые рисунки. А вот последние — к повести Юрия Коваля «Недопесок» мы все в редакции хорошо помним. Бежит по голубому снегу платиновый песец Наполеон Третий и держит в зубах мотоциклетную рукавицу. Или — идет следом за недопеском прямо на север дошкольник

Серпокрылов, прямо на Северный полюс... Смотришь на песца и кажется — подует ветер и шерсть его закачается. Очень он у вас получился везде пушистый!

— Ваши любимые краски?

— Есть они у меня, есть, это сразу видно по книжкам — желтая, красная, черная гуашь. Когда работаешь с ней аккуратно, получается почти как акварель — рисунок нежный, прозрачный. Иногда добавляю белила — для мутности, это когда рисунок должен быть чуть-чуть в тумане. Поэтому осенью люблю ходить, собирать листья — они ведь тоже желтые, красные, черные.

Книжки для работы не выбираю— делаю, что дают. Но меня уже знают — дают все про животных. Торопиться быстро не умею. Делать цветную детскую книжку — всегда радость. Делая — всегда помню: очень важна обложка, ее цвет, чтобы было, например, какое-то неожиданное оранжевое, синее или другое яркое пятнышко, чтобы книжка еще издалека на магазинной полке бросилась бы в глаза. И на обложке важно не просто пятнышко, а чтобы была картинка. Чтобы обложка уже говорила— о чем эта книжка, о ее содержании.

Продолжение на стр. 42

37