Костёр 1983-07, страница 37II Эпоха Возрождения. «...Эпоха, которая нуждалась в титанах, — писал Фридрих Энгельс, — и которая породила титанов». Одним из таких титанов, величайшим художником Возрождения был Рафаэль Санти, 500-летие со дня рождения которого отмечается в этом году. Рафаэл ь Санти родился 6 апреля 1483 года в небольшом итальянском городе Урбино, в семье скромного живописца Джованни Санти. Свою мать Рафаэль помнил плохо, она очень рано умерла. Он остался с отцом. Когда мальчик немного подрос, Джованни стал обучать его своему искусству, но вскоре умер. Рафаэль остался # • один, и если бы не живописец Тимотео, друг отца, он бы совсем пропал. Тимотео стал опекать мальчика, продолжая обучать его живописи, а когда Рафаэлю исполнилось семнадцать лет, повез его в Перуджу, где была мастерская знаменитого художника Пьетро Пе-руджино... — Кого это ты ко мне при вез, Тимотео? — спросил толстый, высокий Перуджино. — Кто этот мальчик? — Это Рафаэлло, сын моего покойного друга Джованни. По-моему, он талантлив, и я хочу отдать его тебе в ученики. — А краски растирать ты умеешь? — обратился Перуджино к мальчику. — Варить клей? Убирать сор? Перуджино с недоверием смотрел на тонкие руки Рафаэля, бархатный берет, бархатный костюмчик с кружевным воротником. — Сдается мне, что ты белоручка. — Этого он не ум^ет делать, Перуджино, — грустно сказал Тимотео, — он слабенький. Покойный Джованни, да и я, слишком избаловали его. Ну, что ж, пошли, Рафаэлло... — Нет, я остаюсь, — вдруг сказал мальчик. — я ос таюсь, я остаюсь, — мальчик, — я повторил он твердо. — Вот это мне нравится, — сказал Перуджино, — оставайся... Рафаэль с честью выдержал испытание. Он выполнял самую черную работу, варил клей, растирал краски и при этом успевал наблюдать, как работает учитель. Уже к девятнадцати годам Рафаэль создал свое первое произведение — «Мадонну Конестабиле» (она находится в Эрмитаже). Единственное, что сохранилось в картине от средневековых мадонн, — это нимб над головой, во всем же остальном — это простая женщина, с любовью и нежностью смотрящая на своего ребенка. Окончив обучение у Перуджино, Рафаэль возвращается в родной город. С грустью бродит он по Урбино, долго стоит перед домом на улочке Контра-да дель Монте, где родился. Этот дом уже давным-давно принадлежит другим людям... Все родные умерли, умер и Тимотео, Рафаэль остался один, но живопись отвлекла его от грустных мыслей. Перед ним, учеником знаменитого Перуджино, раскрылись двери герцогского дворца. Он становится придворным художником герцога Урбинского. По заказу герцога он пишет картины 1927 |