Костёр 1983-07, страница 38

Костёр 1983-07, страница 38

«Св. Георгий Победоносец» и

«Архангел Михаил». К нему приходит известность. При дворе его любят, знатные люди заказывают ему свои портреты.

Рафаэль работает много, но ему тесно в Урбино. Это маленький город. Он мечтает попасть во Флоренцию, великолепную, богатую Флоренцию, где живут и работают два гения — Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти! Но без согласия герцога, на службе которого он состоит, Рафаэль не может покинуть Урбино. И он пошел к герцогу.

— Ну, что ж, — согласился герцог, — не буду задерживать тебя.

И вот Рафаэль во Флоренции. Он получает заказы, у него появилась возможность изучать античную скульптуру, он ищет встреч с Леонардо и Микеланджело. С замкнутым Микеланджело сблизиться ему не удалось, но зато мягкий Леонардо сразу оценил Рафаэля, почувствовал в нем личность незаурядную.

Уже немолодого Леонардо и юного Рафаэля можно было видеть прогуливающимися по улицам и площадям Флоренции. Они беседовали, и Рафаэль с благоговением слушал слова Леонардо.

— Ты еще во многом подражаешь своему учителю, Рафаэль. Перуджино прекрасный художник, но подражать никому не следует. Надо всем учиться у природы, у натуры.

В 1508 году Рафаэль едет в Рим, где по приказу римского папы Юлия II он будет расписывать два зала Ватикана. Вскоре первый зал украсился великолепными фресками: «Диспута», «Афинская школа», «Мудрость, Мера и Сила», «Парнас».

Папа был очень доволен, настолько доволен, что заказал Рафаэлю свой портрет. Благодаря покровительству папы перед Рафаэлем раскрылись двери самых знатных домов Рима. Он создает такие замечательные полотна, как «Мадонна Альба», «Мадонна ди Фолиньо» и «Мадонна делла седиа». Все эти «мадонны» написаны с девушек из знатных

римских семей, а «Мадонна делла седиа» с простой женщины, с крестьянки.

С какой тревогой прижимает

к себе ребенка «Мадонна делла седиа», сколько ласки во взгляде «Мадонны Конестабиле». Они все очень разные, ведь писал их Рафаэль с самых обыкновенных, земных женщин-матерей, и вместе с тем, какие-то общие черты их объединяют. Может быть, работая, Рафаэль вспоминал свое детство и фреску, украшающую стену родного дома...

Рафаэль рано лишился матери, смутно помнил ее черты. Звали ее Маджиа Чиарла. Она была необыкновенно красива. На одной из стен дома, где родился Рафаэль, была фреска работы его отца — Джованни Санти. На фреске изображена молодая женщина, сидящая с книгой у рабочего столика, а на коленях у нее маленький ребенок.

Рафаэль б детстве часто смотрел на эту фреску, тоска человека, не знавшего материнской ласки, чувствуется и в его мадоннах.

В 1515 году Рафаэль начал писать «Сикстинскую мадонну» по заказу скромного монастыря святого Сикста в городе Пьяченца... Это — вершина творчества Рафаэля.

Всякие легенды сочинялись о Рафаэле. Рассказывали, что художник увидел1" свою «Сикстинскую мадонну» во ...сне! И написал сразу, без всякой подготовки. Но это — легенда. На самом деле Рафаэль долго работал над картиной, делал множество подготовительных эскизов, набросков. Для мадонны ему позировали гордые красавицы из знатных семейств Рима. Но Рафаэль был недоволен.

— Я хочу написать мадонну,— говорил он друзьям,— простую, добрую женщину, хочу показать всю красоту, все величие материнства... а эти красавицы слишком избалованы, у них капризные, надменные лица.

Однажды, прогуливаясь по улицам бедных римских кварталов, Рафаэль увидел у дверей пекарни молодую женщину

Автопортрет

и ребенка, игравшего у ее ног. Она была далеко не так красива, как знатные римлянки. Но не это было для него главным. Он увидел, с какой нежностью она смотрит на своего ребенка, сколько в ее взгляде любви и тревоги за судьбу своего малыша.

— Синьора! — обратился к ней Рафаэль, — я художник, я хочу писать с вас мадонну!

— С меня, жены бедного пекаря, мадонну? Вы смеетесь, синьор.

— Ас вашего сына — младенца! И поверьте, я щедро вам заплачу, ваше дитя не будет ни в чем нуждаться...

На следующий день женщина пришла в мастерскую Рафаэля.

— Возьмите ребенка на руки, —- велел художник, — на меня не обращайте никакого внимания. Думайте только о своем ребенке, о том, что ожидает его в будущем...

И Рафаэль приступил к работе...

Сила воздействия картины была огромна. Со всей Италии стекались простые люди к «Сикстинской мадонне». Чтобы насладиться необыкновенным мастерством Рафаэля, приезжали туда художники, скульпторы, поэты...

«Какую душу надлежало иметь, чтобы произвести подобное!»— писал о «Сикстинской мадонне» поэт Жуковский.

Д. НОРИН