Костёр 1983-08, страница 29

Костёр 1983-08, страница 29

РАССКАЗ

Виктор ПЕРЕПЕЛКА

ки»: обручи, обтянутые сетками с грузилом посередине. Донки привязываются длинной дратвой к палке, а к сетке прикручивается кусочек тухлого мяса. Лучше всего донки ставить у коряг — там любят жить раки.

Едва взошло солнце, мы уже на речке, вдали от вытоптанных мест. У каждого расставлено по несколько донок. В молчании ходим и проверяем одну за другой, поглядываем, кому повезло.

С любопытством вглядываемся в коричневую воду: не шевелит ли рак клешнями мясо? Если на сетку заползают несколько раков, поднимаем осторожно, плавно, а у поверхности рывком выбрасываем на берег. Раки испуганно щелкают хвостами, пятятся в мокрую траву. А мы собираем их в вещевые мешки. Раки очень живучи, они шуршат в мешке, пускают пузыри, скребутся и щелкают хвостами.

Но как ни интересно проверять донки, как ни радостно складывать добычу, стоит присесть, задуматься — и тут же клонит в сон. Особенно сильно хочется спать на восходе солнца!

Раки ловились хорошо, по несколько штук на каждую донку, и я едва успевал собирать их в мешок. А когда солнце поднялось высоко, и раки перестали ловиться, я стал клевать носом.

Мальчишки, смотав донки, решили идти дальше, искать хорошие места. «А мне и этого хватит, — подумал я. — Сотни две будет. Домой

пойду».

Собрал пожитки — ив дорогу. Знойно пекло солнце. Сухо шуршала рожь, мелькали синие, васильки. Ноги еле тащились по горячей пыли.

Недалеко от ручья, к которому стеной подходило ржаное поле, лежал большущий, как белый медведь, камень. Я и решил на нем отдохнуть. Посидел немного, следя за убегающими золотыми волнами, а потом сполз в тень и положил рядом шуршащий вещевой мешок...

Проснулся я, оттого что кто-то тряс меня и звал по имени. Открыв глаза, я не мог понять, где нахожусь. Был вечер: от кустов на рожь наползли тени.

Передо мной сидел усатый комбайнер дядя Толя Луньков из нашей деревни: от него пахло соляркой.

— И раков не поймал, и умаялся зря!.. Пошли домой.

— Как же не поймал! —

— радостно возразил я, собираясь удивить дядю Толю своей добычей.

Поднял рюкзак — он был легкий и тощий. Заглянул испуганно внутрь — ни одного рака. «Лямки ослабли — и раки все выползли!»

— Значит, в ручей уползли! — пошутил дядя

Раков ловят, когда начинает созревать рожь.

Особенно хорошо они ловятся по утреннему солнцу. Вот мы и решили с мальчишками однажды пойти на речку прямо из клуба. Кино в деревне летом начинается поздно, как зайдет солнце, — только к этому времени все справляются с работой — и кончается, когда уже загорается утренняя заря.

Мы прихватили запрятанные в кустах «дон-

Толя, как видно, не веря, что у меня полно было раков. — Они ведь и без воды куда хочешь уползут.

А на следующий год один старик удивленно рассказывал всем, как ходил к ручью подкосить своей корове сенца, наклонился лицо помыть и видел на дне рака:

— А ведь отродясь в том ручье не было ра-ко^!

«Наверно, это мои раки!» — подумал я.

Рисунок В. Лебедева

84