Костёр 1983-11, страница 10

Костёр 1983-11, страница 10

— Мясо! — загоготали в толпе.

— Это ты думаешь, что мясо, — усмехнулась Лариса. — Но есть кое-что посильнее. Под нашей кожей.

— Это чо тако?

— Что?.. Была когда-то женщина во Франции, звали ее Жанна д'Арк. Она боролась за свободу своего народа. Ее пугали тем, что сожгут на костре. Но она все равно боролась. Ее душа была сильнее, чем боль тела. Она не боялась огня! Вот что главное в человеке — душа!

— Да ты кто такая? Чо ты нас учишь? — раздались голоса..

— Мы сами трудовые и за свободу воюем!

— Небось, из бывших, культурная?

— А мы таких культурненьких-то знаешь куда? К стенке!

Настроение толпы — как сухое сено. Поднеси спичку и вспыхнет. Или как весы. Весы должны перетянуть в ее сторону. Она завладела вниманием людей, теперь надо удержать это внимание. Эти люди должны быть на стороне советской власти твердо, на то она и комиссар!

— Товарищи! Знаете, в каких знаменитых исторических местах мы находимся? — воскликнула Лариса. —Здесь ходил на своих кораблях Степан Разин. Здесь был Емельян Пугачев...

Незаметно от истории она перешла к тому, что происходит сейчас в Казани. Там засели белогвардейцы, там опять появились буржуи, банкиры, полицейские! Выгнать их оттуда — разве это не долг всех, кто за свободу?

— Мы заберем у буржуев, у помещиков все их имущество и разделим его между бедными. Вы посмотрите, какая прекрасная картина! Ведь она из помещичьего дома!

— Ясно! — пробурчал кто-то.

— Мы создадим музей, где будут висеть вот такие картины. А рабочие и крестьяне будут изучать по ним искусство! — И вдруг, как будто без всякого перехода. — Кто хочет добровольцем идти на город?

— Я хочу! — бросился вперед мальчишка.

— А тебе, — обратилась она к парнишке, — я даю задание: сохранить эту картину. И когда мы возьмем Казань, ты принесешь ее в штаб Красной Армии.

— Так она из штаба, выходит? — угрожающе протянул курносый. — Небось, комиссарит там?

Анархисты загудели.

— Да! — с вызовом ответила Лариса. Она вытащила револьвер и выстрелила в воздух.

Тут все увидели, что из-за угора, из-за сосен к ним приближаются всадники. Краснозвездные всадники...

РУКУ, ТОВАРИЩ!

Корабли Волжской флотилии шли вниз по Волге, а потом вверх по Каме. Чистополь, Ела-буга... Теперь эти места известны многим, потому что здесь построен Камский автомобильный завод. А тогда, осенью 1918 года, корабли медлен

но продвигались мимо редких сел и деревень. Над тихими лесами, над желтой камской водой неслись клики гусей, лебедей и уток. Малолюдны были берега уральской реки Камы.

Фронт между белыми и красными в годы гражданской войны был подвижным. Сегодня тут белогвардейцы, а завтра — красные. На левом берегу Камы — белые, их охраняют корабли опытного царского адмирала, хитрого и осмотрительного Старка. А на правом берегу уже промчался на своем боевом коне красный командир, легендарный Азин. У красных город Сарапул. Но вокруг — белые и, значит, надо поддержать Азина. Откуда? Конечно, с реки.

Вот куда, направляются корабли Волжской флотилии. В Сарапул. Они гонят впереди себя адмирала Старка и уже загоняют его флотилию в приток Камы — реку Белую. У входа» в Белую оставляют свои канонерки. А сами, не останавливаясь, идут дальше. Главное — быстрота.

...Черная беззвездная ночь. Осенью ночи ранние, длинные. Тихо подрагивает стальная обшивка кораблей. Кочегары загружают топку так, чтобы не сыпались искры из труб. На кораблях запрещено даже курить. Белые не должны увидеть их с берега.

Лариса Рейснер стоит на корме. Она пристально вглядывается в едва угадываемые линии берегов. Старый лоцман, что ведет судно, волнуется. Он стар и суеверен, с длинной бородой. Он что-то шепчет про себя. Надо в полной темноте провести суда по этой коварной реке так, чтобы не сесть на мель. Остановка — и белые тут же обстреляют: их береговая артиллерия стоит где-нибудь на высотке и орудия, небось, уже нацелены. Лоцман перекрестился — значит, миновали опасное место. Моряки тихонько засмеялись.

Светает. Уже виден Сарапул. На набережной толпятся люди.

Корабли пристают к берегу.

Женщины окружают Ларису Рейснер.

— Откуда ты-то взялась? Что делаешь на военном корабле?..

— Так вы побили белых?

— И побили и загнали.

— Куда загнали?

— В Белую реку.

— Да ну, не врешь?

Черненькая с раскосыми глазами гражданочка отчаянно плачет.

— Увезли на барже... Расстреляют... И никто не знает где!..

— Куда увезли? Кого?

— Да мужа! На Ижевском заводе работал, за большевиков был!

Оказалось, что белогвардейцы погрузили несколько сот рабочих на старую баржу, в трюм, и увезли в неизвестном направлении. У кого — мужа, у кого — сына, у кого — брата.

— Ох, нет моей моченьки! — причитает старушка. — Нет моей моченьки!

— Надо спасти их! Там пятьсот или шестьсот человек, — говорит Лариса командующему.

— Баржа — не иголка, — рассуждает он. —

8