Костёр 1983-11, страница 9

Костёр 1983-11, страница 9

вый дозорный пропустил ее, приняв за дачницу. Когда появился вдали второй пост, Лариса свернула с дороги и стала пробираться лесочком. А впереди — не более, как в двух верстах, — были свои. Она нащупала кусок хлеба со спрятанным в нем пропуском, и глаза ее блеснули радостно, весело.

Ура! Впереди целая жизнь! Это ли не счастье?

ГЛАВНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ - ДУША!

...Три всадника влетели на увал и остановились под соснами. Сквозь зеленые колючки — синее небо. Между золотистыми стволами видна низина, и в ней деревня. Серые крыши, серебристые

что вымыты дождями и выгорели на

оттого^ -ШЯвШШШЩШЯЩЯЯШШШЩИЩШЯШЩШШШЯШ солнце.

Командир разведки — Лариса Рейснер. Она комиссар на катере. Чтобы катер был в безопасности, нужны сведения о противнике. Вот почему она ходит в разведку.

Комиссар подает знак одному из разведчиков: надо узнать, что делается в этой деревне. Кто там — белые или красные? И кто из местных: чуваши, русские, татары, марийцы? Места здесь темные, деревни «без глаз». И понимают ли по-русски? А может быть, там просто бандиты, пользуясь неразберихой, захватили власть?

Скоро разведчик вернулся из деревни.

— Ну? — нетерпеливо спрашивает комиссар.

В селе орудует банда. Несознательная стихийная масса,

уточ

няет она.

— На одной избе лозунг: «Смерть комиссарам!»

— «Смерть комиссарам»? — тихо переспросила. — Ну, мы им покажем. Вы оставайтесь, а я иду. Надо узнать точно: сколько их? чем вооружены?

— Одна, комиссар?

— Одна!

Она сняла командирскую кожаную куртку.

На белой кофточке завязала узкий бантик — такие носили учительницы. Револьвер засунула глубоко в карман.

— Ждите. Позову на помощь — выстрел в воздух...

В центре села, возле двухэтажного дома, собиралось человек двадцать. Кто в шубе, кто в халате, кто в цилиндре... В руках — подсвечники, самовары, картины, скатерти с завернутым в них добром. Анархисты. Продают награбленное...

Лариса с первого взгляда заметила: не все здесь таковы, анархистов — меньшинство. Женщины недобро смотрят на пришельцев, местные мужики — тоже. Заинтересовал ее мальчишка лет пятнадцати, который разглядывает картину в руках у толстого краснолицего бандита.

— Покажь, дяденька, картину-то, больно ба-ская!

— Отстань, худая жисть! Я на ней обедать буду! Как барин!

— Да вы что, дяденька! Это ж такая красота!

— Я тебе дам — красота!

Лариса подошла ближе. Толпа расступилась.

— Кто такая? Что за краля? Докладай!

— Учительница, — строго ответила она.

— Ой, учительница! — обрадовался паренек. И взмолился: — Ну скажите вы ему, — он показал на краснолицего и картину в его руках, — такую красоту нельзя рушить!

Что делать? Как поступить? Картина была действительно стоящая. Но говорить сейчас надо не о ней. Надо поразить толпу, захватить! Но чем?

Взгляд упал на подсвечник, Лариса подняла его с земли. Зажгла свечу. Обвела всех глазами. И спросила:

— Кто может... руку держать над огнем?

—. Слабо, красулечка! —

высунулся вперед

курносый мужик.

— А тебе не слабо?

— А мне ничего не слабо.

Он засмеялся

противным тонким смехом и поднял над головой винтовку. — Видела?

— Это-то ты можешь. Это легко. А вот руку над огнем? — и она поднесла свою ладонь к огню.

Мужик хмыкнул. Мальчик посмотрел на нее восхищенно. Кто-то с уважением покачал головой.

Она поднесла свечу к руке курносого. Тот с руганью отдернул руку.

— Что, тонка человеческая кожа? — Лариса. — А что под этой кожей?

спросила

7