Костёр 1983-11, страница 31

Костёр 1983-11, страница 31

Тогда тетя Альбина оставляет свою корову и выгоняет с поля бабушкину Звездочку. Та послушно выходит и по привычке пристраивается к Чернорогу. Андрюс хочет ее отогнать, но тут опять вмешивается тетя Альбина:

— Гони домой корову, это ведь бабушкина. Некрасиво. Мало ли, что мама с ней поругалась. Ты ведь внук.

Андрюсу становится стыдно, и он понуро плетется в деревню. А там их встречает бабушка. Хотя вечер и теплый, она кутается в старую фуфайку и идет, странно согнувшись, прижав руки к животу.

— Спасибо, внучек, что Звездочку пригнал,— тихо говорит она.

— Это я ему велела, — говорит тетя Альбина.

Андрюс краснеет. Счастье еще, что бабушка

молчит:

Ночью у него начинает сильно болеть живот. Даже нет сил плакать. Молоденькая фельдшерица, которую привела мама, подавила ему живот:

— По-моему, аппендицит. Сейчас вызову «скорую». Надо срочно в больницу.

«Скорая помощь» приезжает очень быстро, и Андрюс, не успев даже по-настоящему испугаться, оказывается на операционном столе.

Операция прошла хорошо. Но проходит день, другой, а Андрюса никто не навещает. Ни мама, ни бабушка. Об отце и речи быть не может, он вернется только через две недели. Андрюс тайком плачет: почему его все забыли? А ему так хочется маминого варенья и бабушкиных булочек! Потом он начинает сердиться. Пусть попробуют приехать, он отвернется к стенке и не будет разговаривать, и к лакомствам не притронется. Он покажет, что значит его забыть!

На третий день, держась за стену, Андрюс выходит из палаты. В коридоре встречает дядю Пят-раса. Мальчик радуется. Все же свой человек, из родной деревни.

— Грустишь? — спрашивает сосед. — Мне тоже грустно.

— Да нет, — отвечает Андрюс. — Скоро домой поеду. В пятницу меня выписывают.

Дядя Пятрас молчит. Потом отворачивается к окну и говорит:

— Ты ничего не слышал? Говорят, в нашей деревне кто-то умер...

— Умер? Нет, не слышал...

Сосед снова поворачивается к мальчику и уже улыбается:

— Тебе хорошо. Тебя уже выписывают. А я даже не знаю, сколько времени здесь лролежу, —

и дает Андрюсу несколько конфет. — Ешь. А я в палату пойду.

Вечером приезжает мама. Забыв про свою страшную месть, Андрюс радуется, ластится к матери. Они садятся на кровать. Мама достает из корзинки банку самого вкусного в мире варенья, кладет на тумбочку кусок вареной говядины. Откуда говядина? У них в доме обычно едят свинину. И вдруг Андрюсу почудился голос дяди Пятраса: «Ты ничего не слышал? Говорят, в нашей деревне кто-то умер...»

— Бычка зарезали, Чернорога, — чуть слышно шепчет мама и отводит глаза в сторону...

Андрюсу уже все ясно. Чернорога резали на поминки!

— Бабушка! Бабушка! — Андрюс горько плачет.

Мама молчит, потом говорит будто сама себе:

— Не умеет человек жить. Ругается из-за пустяков. Кажется ему, будто век будет жить. Некогда и доброго слова сказать. А когда соберется, говорить-то уже и некому...

Андрюс кулаком размазывает слезы и вдруг он понимает: мама уже не очень молодая, как он думал прежде.

— Мама, — он хватает ее за руку. — Мама, ты сейчас каждый день приезжай ко мне. Хотя нет, не надо. Меня в пятницу уже выпишут... — Андрюс изо всех сил старается повернуть разговор, чтобы мама не думала о ссоре с бабушкой и не ругала себя...

Из больницы Андрюса забирает та же молоденькая фельдшерица. У нее были дела в райцентре и она зашла за ним. Трясясь в полупустом автобусе, Андрюс никак не может поверить, что бабушка уже не встретит его дома. Не может этого быть! Чепуха все это! Сейчас он приедет и первым делом зайдет к ней. Бабушка отвернется от печки и обнимет его. Потом усадит за стол и принесет тарелку со свежими булочками.

Но чем ближе к дому, тем меньше у него остается фантазии, хотя он изо всех сил старается себя обмануть. А вот и дом. Андрюс быстро проходит через двор. Открывает скрипучую дверь веранды и на носках, никем не замеченный, пробирается в бабушкину комнату.

— Бабушка, — несмело зовет он.

От звуков его голоса в доме становится тихо-тихо. В другой половине дома скрипит дверь чуланчика. К Андрюсу подходит отец. Он поднимает сына с пола и крепко прижимает его к груди.

А Андрюс хочет только одного: чтобы отец держал его так долго-долго и никогда не отпускал.