Костёр 1983-11, страница 39

Костёр 1983-11, страница 39

ОТ ВРЕМЕН СТАРИННЫХ

СКАТЕРТЬ

АЛЫМИ ПЕТУХАМИ

Танюшка часто бегала в поле за околицу смотреть на лен. Сначала стоял он весь в цвету— синий-синий, как море. И если к вечеру холодало, то хотелось эти цветочки взять в ладошки и согреть. Ближе к осени лен позванивал под ветром семенными коробочками, как бубенцами.

— Хороший нынче лен,— говорили в деревне, — седой, высокий.

Танюшка запомнила: чем длиннее стебли — тем лучше, больше будет волокно. В конце августа вышли на поле длиннохвостые комбайны,

принялись вытягивать лен из земли. Теребилки отделили стебли от семенных коробочек. Из семян на заводе сделают льняное масло, ну а стебли оставили пока на земле. Лежали они серебристыми волнами, вылеживались в холодных августовских росах, чтобы стать упругими и прочными.

Однажды мама разбудила Таню пораньше.

— Вставай, Танюшка, пойдешь с сестрой в поле. Пора лен подымать.

Вышли сестры из дому. А в поле полно ребят, которые пришли помочь взрослым.

Ты снопы вяжи крепче, аккуратнее, — наставляет Таню сестра Надя.

Поднимает Таня одной рукой длинные стебли, перетягивает их покрепче жгутом. Ставит сноп к снопу — растет копешка. Другая, третья... Потом стали грузить их в кузова машин. Нависли над кабинами огромные желто-се-рые возы. Покачиваясь, выходили они на дорогу, направлялись на льнозавод.

Там, на заводе, льняные стебли будут обрабатывать: вымачивать, трепать, чтобы волокно стало мягче, удобнее для прядения. Ну, а уж после повезут его в Смоленск, на знаменитый по всей России льнокомбинат. Там работает и самая старшая Танюшкина сестра — Люба.

Вот поэтому, провожая глазами уходящие с поля грузовики, Таня думала: «Интересно, а узнает ли Люба наш по-чинковский лен?»

...Рано утром Люба торопится на работу по горбатым смоленским улицам. А в ворота комбината въезжают машины, в кузовах громоздятся огромные тюки.

Откуда лен? — спросила Люба шофера.

— Из Ельнинского района, — ответил тот, а Люба обрадовалась, будто письмо из дома, из Сухого Починка получила.

Пока она переодевалась, принимала у сменщицы станки, на складе заготовительного цеха выросла уже целая гора, и лен начал свое путешествие по участкам комбината, через сотни рук рабочих разных специальностей.

Сначала его чесали огромными механическими гребнями. Похожий на девичью косу в руку толщиной, ложился лен в большие бочки. Потом волокна сортировали по длине, добавляли для прочности лавсановую нитку. Машины крутили лен, тянули. После каждой операции коса становилась все тоньше и тоньше, пока не превратилась в ровницу, которую можно отправлять в прядильный цех.

На прядильном производстве как раз работает Люба. Цех всегда встречает ее грохотом, горячим, влажным воздухом. В ряду других машин Любины станки вроде бы ничем не отличаются, но она сама знает наверняка, что у каждого из

36