Костёр 1983-11, страница 40

Костёр 1983-11, страница 40

360 ее веретен свой характер. Гудит станок, сползает с толстых бобин серая ровница, вьется на веретенах, превращаясь в тонкую нить. Все время льется на нее вода, чтобы нить была упругой и прочной. За эту прочность лен и ценят. Ведь он в два раза крепче хлопкового волокна, в три раза — шерстяного. Об этом люди знали давно — археологи находили льняные ткани на мумиях египетских фараонов.

Люба ходит вдоль рядов веретен. Ставит полные бобины взамен опустевших, снимает тонкие шпульки с готовой пряжей. Вдруг... стоп, замерло веретено, нитка оборвалась. Люба мгновенно ее связала («присучила», как говорят прядильщицы) и снова зазвенела, купаясь в воде, серая струна. На то, чтобы соединить разорванную нитку, норма отпускает только семь секунд. Попробуйте, как у вас получится? Любе хватает пяти секунд. Каждое сэкономленное мгновение оборачивается лишними граммами пряжи. И получается, что в конце смены увезут от Любиной машины примерно 140 килограммов отличных льняных нитей.

И катятся шпульки с нитками дальше, по цехам. Красильный. На больших подносах серые бобины опускают в чаны с краской, и достают их оттуда зелеными, красными, синими.

Мотальный участок. Пряжу перемотали на удобные для ткацких станков шпульки. Теперь их можно отправлять в следующий цех.

Чтобы соткать полотно, нужно сначала сделать основу. Для этого есть специальные машины. Бегут, бегут по ним нитяные ручейки, сливаются на валу в широкую реку-навой. Попадет навой на ткацкие станки, и застучат они каждый свою мелодию. «Так-так-так» — под стать мелодии каждый делает свою ткань. На одних станках она получается белой, гладевой. На других — с цветным узором. Над ними тянется бумажная перфолента — программа. Теперь ткачу не надо помнить, когда, какую нить вплести. Об этом заботится сама машина, рисуя узор по программе, таким, каким придумал его художник. А у заводских художников фантазия богатая. Каждый год сочиняют они для своих тканей новые расцветки, новые рисунки. Попробуй удержи их все в памяти без программ.

В ткацком цехе производство льна не заканчивается. Готовые полотна еще надо отмыть, высушить, выгладить. На белую ткань набить рисунки. Словом, сутки уходят на то, чтобы колючий лен стал нарядным, ярким полотном. Раньше в деревнях, пока на помощь людям не пришли станки и механизмы, этот процесс занимал почти год — от осени до лета.

...В воскресенье прядильщица Люба приехала в гости к сестрам в Сухой Починок. Родные обступили ее, тормошат, расспрашивают.

— А у меня для вас подарок, — улыбнулась Люба и достала из сумки сверток. Развернула, набросила на стол. И увидели все льняную скатерть с веселыми алыми петухами.

— Узнаете наш починковский лен?

Н. СЕРГЕЕВА

Продолжение следует...

«...Моя покойная мать Лидия Христофоровна Гоби-Шнитникова (подпольная кличка — Ирина) была членом боевой группы при ЦК РСДРП.

Весной 1906 года на ее даче под Выборгом в поселке Пикирукки в течение нескольких дней находился В. И. Ленин...

Прошу сообщить мне, имеется ли у Вас материал, касающийся дачи Л. X. Гоби в поселке Пикирукки и пребывания там В. И. Ленина.

С уважением Л. В. Шнитникова».

Письмо пришло в адрес пионеров-следопытов Ленинградского Дворца пионеров. И не случайно: они много лет занимаются поиском мест, где бывал Владимир Ильич Ленин, людей, которые его знали, документов, фотографий...

Ребята начали поиск.

А вот какие трудности встретились на их пути и нашли ли они в конце концов историческое место, ты узнаешь, если прочтешь книгу — «Поиск доверен юным».

В книге еще много удивительных и редких историй — и все они о поиске дорогих нам ленинских мест, реликвий, документов.

Книгу выпустило ленинградское отделение издательства «Детская литература» в 1983 году. Автор ее, Григорий Усыскин, сам же и руководил (и сейчас руководит) поиском ребят.

Оформление книги сделано с большой выдумкой: на страницах — ценнейшие иллюстрации, выполнены они черной и светло-коричневой краской. Зачем? И только внимательно просмотрев их все и прочитав книгу, понимаешь: «Да тут большой смысл! Светло-коричневые фотографии и рисунки — старинные иллюстрации, они как бы выцвели от времени... А черно-белые, четкие — это все современные, сделанные в наши дни».

Последний рассказ в книге называется «Продолжение следует». Это потому, как вы и сами догадываетесь, что поиск не окончен, как никогда не может быть совсем окончено любое настоящее и большое дело. Следопыты продолжают свою интересную и важную работу, отыскивая неизвестные страницы в биографии великого вождя.

Олег ОРЛОВ

37