Костёр 1984-02, страница 4

Костёр 1984-02, страница 4

Наши успехи в Арктике связаны в основном с более глубоким познанием ее природы и с появлением новых мощных ледоколов, особенно атомных — их у нас сейчас три. Им не страшны любые льды и любая погода. В 1977 году атомный ледокол «Арктика» дошел до Северного полюса. А в 1978 году атомоход «Сибирь» провел с запада на восток через льды высоких широт (не вдоль берегов, а прямо через полярный бассейн по кратчайшему пути) дизель-электро-vxofl «Капитан Мышевский» — это была первая в истории мореплавания высокоширотная проводка транспортного судна. И теперь главная задача моряков, работающих в Арктике, — установление круглогодичной, непрерывной навигации.

' — Навигация, корабли, самолеты.. Но ведь есть места, куда не дойдет ни один корабль. Люди все еще ездят там на собачьих упряжках и оленях.

— Собачьи и оленьи упряжки еще не устарели, жители Заполярья — якуты, чукчи, ненцы — по-прежнему считают их лучшим транспортом в тундре. Но, конечно, чтобы ездить в научные экспедиции или разведывать полезные ископаемые, нужны новые мощные машины. Раньше в Арктике можно было идти сотни километров и никого не встретить, теперь же во многих местах на побережье проложены железные и автомобильные дороги, а самолеты летают из больших городов в самые далекие северные поселки. Над дальнейшим развитием транспорта работа

ют сейчас многие институты страны, в том числе и наш. Транспортная сеть Севера должна стать ступенью в двадцать первый век.

— Иначе, наверное, нельзя. Ведь на Севере сейчас так много строится, разведаны огромные запасы природных богатств.

— Да, здесь построены за последние годы три новых ГЭС, Кислогубская приливная электростанция, которая работает на приливно-отливной энергии океана, Билибинская атомная ЭС, а также геотермальная станция — она использует тепло внутренней мантии нашей планеты; около десяти теплоэлектростанций, работающих на местном топливе, один из крупнейших в стране Норильский горно-металлургический комбинат. На нем выплавляют из северной руды двадцать пять различных цветных металлов. Строятся новые заводы и фабрики по производству тех товаров, которые пока что привозятся. Северные запасы леса, угля, нефти, газа составляют большую часть общесоюзных запасов.

— Борис Андреевич, среди сотрудников Вашего института, наверное, много полярников, тех, кто проводит зимовки в Арктике или Антарктике. Где сейчас они!

— Работают в Центральной Арктике на дрейфующих станциях СП-25 и СП-26. В высокоширотной воздушной экспедиции «Север», на различных научно-исследовательских судах.

Вообще за последние годы люди продвигаются на Север все дальше и дальше. Облик Арктики меняется очень быстро. Вчера еще здесь были лишь небольшие поселки оленеводов, сегодня — современные города со стотысячным населением, огромные промышленные предприятия, продукция которых имеет значение для всей страны; для изучения полярных районов создан целый институт...

— Борис Андреевич, каков он, наш современный полярник!

— Прежде всего, человек, работающий в Арктике или Антарктике, должен быть мужественным и преданным тому делу, из-за которого он туда поехал. Ведь условия в полярных районах очень тяжелые. Вьюги, морозы под пятьдесят градусов — там это обычная погода. Поэтому, чтобы стать полярником, нужно сперва очень хотеть этого, готовить себя физически, закаляться. Но и закалка, и богатырское здоровье сейчас уже недостаточны для того, чтобы работать на полюсах. Полярник должен быть образованным, много знать. Нужна находчивость, смекалка, ведь на полюсе могут быть любые неожиданности.'

— Борис Андреевич, ну, предположим, человек готов ко всему этому, уже точно выбрал себе дорогу. Как он может получить профессию, нужную в полярных районах, и какие вообще там нужны профессии!

— На Крайнем Севере или Крайнем Юге планеты нужна любая профессия. Там работают био

2