Костёр 1984-04, страница 6

Костёр 1984-04, страница 6

видел. Рассказал, а потом опять: «Когда я служил на царском флоте, был еще один случай...» И стал нам другой случай рассказывать. И так целый вечер разные случаи рассказывал и через каждые пять минут повторял: «Когда я служил на царском флоте». А больше он уже ничего не помнит. Но мы все равно его внимательно слушали и все записывали. Ведь, может, больше нет таких людей, которые на царском флоте служили...

Лена АРЕФЬЕВА, ученица 7 класса:

— Почему Света Власова предложила нам этот поиск? У нее мама в библиотеке работает. И Света уже давно все книги по истории нашего края прочитала. Она же и К ИД у нас организовала — Клуб интернациональной дружбы. И в химический кружок ходит. А как она все успевает — ума не приложу. Ведь она еще и родителям по хозяйству помогает...

Матвей Григорьевич ВЕРБОВ, один из старейших жителей села:

— Я бы, конечно, помог. Сам вижу, дело-то важное. А как помочь? Сколько раз вспоминал всю свою жизнь, а толку нет. Что помню? Помню, как в этом саду сам яблони сажал. Своими руками. Но было это в 1932 году, когда «Коминтерн» — первый наш колхоз — организовали. А работником я стал еще раньше. Еще мальчишкой и пахал и сеял, и делал все, что положено. И про все про то внучке уже не раз сказывал. Председателя совета дружины знаете? Так вот, Света Власова — это и есть моя внучка. Она у них всем верховодит. И чуть что — первым делом ко мне. Поскольку я теперь числюсь и ветераном труда, и ветераном войны, и еще старожилом.

Я, конечно, всей душой, есть что рассказать: и про Курскую битву, и как Днепр форсировали, и как Берлин штурмовали. А про колхоз и говорить нечего. Кем только в колхозе ни работал. Трактористом — раз! Шофером — два! Комбайнером — три! Главным полеводом — четыре! Заведующим фермой — пять! Заместителем председателя колхоза — шесть! Был и садоводом — целых три года, когда с Великой Отечественной вернулся.

Потому и говорю Светке: «Таблицу умножения и все, что положено, — знать, конечно, надобно. Но по первости две цифры должна запомнить. 195 — это столько наших мужиков на войне погибло! И — 2860 — столько яблонь война в саду покалечила!

Знаю ли генерала Вербова? А как же! Яков Яковлевич родственником мне приходится. Помню, приехал однажды в Селино и вот, как я с вами, говорил моему дедушке Корнеичу, как с Владимиром Ильичом встречался. А вот про ходоков разговора у них не было. А если и был, то не при мне. И я про то говорить не могу, права не имею.

Да, был я и хлеборобом, и садоводом, и полковым разведчиком, и на фашистском рейхстаге свою фамилию оставил. А теперь мне уже восьмой десяток1 Конечно, давно на пенсии. Но еще по плотницкой части гожусь. Беготни тут

меньше, а толку — больше. Да и работа на виду — клуб, сельсовет, школа — наши колхозные новостройки. А потом — что? Потом в Ленинский сад попрошусь, сторожем. Оно, конечно, у нас в селе никто по садам не шастает, но порядок — есть порядок. Я так понимаю...

Никита РОГОВ, ученик 6 класса:

— По совету Матвея Григорьевича Вербова мы, первым делом, Якову Яковлевичу написали письмо. И теперь ждем от генерала ответ. И каждое утро у семиклассников о нем спрашиваем. Почему у них? Они все равно первыми узнают. Мама Коли Шайкина почтальоном работает.

Виктор Иванович СУХОРУЧЕНКО, председатель колхоза «Победа»:

— Верно, о поиске слышал, интересный поиск. И даже последние новости знаю. Хочет их совет дружины обратиться в правление колхоза с просьбой о выделении нового участка для Ленинского сада. Но официально просьбы такой пока не поступало — не могут решить: какой площади участок потребуется?

Как я отнесусь к этой 'просьбе? А вы сами подумайте. Допустим, придет ко мне следопыт Коля Шайкин и скажет, так, мол, и так. А он для меня не просто пионер... В прошлом году все лето работал вместе с отцом на комбайне «Колос», штурвальным. Намолотили более шести тысяч центнеров зерна! Их семейный экипаж первое место по колхозу занял! Как же я могу отказать своему лучшему штурвальному?

Владимир Александрович ЧЕРНЫШЕВ, председатель сельсовета:

— К тому, что уже известно, ничего добавить не сумею. Хотя он у меня всю жизнь перед глазами. Мы, как говорится, с ним ровесники. Я рос — и сад рос, я состарился — и сад состарился. Тут уж ничего не попишешь.

И все-таки я вам скажу так. Последнюю реставрацию сада проводили когда? В 1948 году. Что тогда сажали? Тот же белый налив, шафран, антоновку, пепин-литовский... И какие были урожаи? Отличные! Другого слова не скажешь. А что теперь? Так, серединка на половинку. И правильно рассуждают пионеры: пришла пора новый сад сажать!

Только прежде чем начать, требуется хорошенько подумать... С яблонями, как говорится, вопрос ясен. Какие сорта сажать, понятно. Где брать саженцы — известно. У нас в районе два плодовых питомника. А вот насчет кустов — уже посложней будет. Но это еще не все. Какой же сад без цветов? А где взять семена таких цветов, чтоб не стыдно было? Ведь Ленинский сад — это не просто сад, сами понимаете. Тут при всем желании без помощи не обойтись. Это вы так в «Костре» и напишите.

Ира МОЛЧАНОВА, ученица 5 класса:

— Все говорят, что новый сад скоро будем сажать. А когда он вырастет, яблоки будем отправлять в детский дом. Кто это придумал, не знаю. А придумали здорово, правда? Владимир Ильич Ленин все гостинцы, которые ему приносили ходоки, всегда отправлял в детский

дом.

Записал В. ВЕРХОВСКИИ