Костёр 1985-06, страница 44Пустынный берег реки, покрытый сероватой дымкой. Старинный парк. Почерневшая от сырости дощатая эстрада с аккуратно расставленными прямо на полу блестящими духовыми инструментами. Молча появляются и занимают свои места мальчики в черных с красным мундирах. Выходит дирижер, взмахивает палочкой. И над парком, над небольшим старинным городком звучит вальс. Грустный, тревожащий душу, словно подготавливающий ее к предстоящим испытаниям. Так начинается фильм, который, выйдя на экраны, оказался в центре всеобщего внимания, вызвал горячие споры. Фильм, герои которого — шестиклассники. Режиссер Ролан Быков, ав тор «Чучела», сказал в одном интервью, что его картина «о детской жестокости, точнее, направлена против нее в любом ее проявлении. Для меня, — признался он,— важно передать потрясение детей от собственной жестокости, ее осознания». Наверное, одно из главных достоинств «Чучела» в том, что свою работу Ролан Быков в равной степени адресовал и детям, и взрослым. Обратился к острым и больным проблемам нашей жизни, требующим от всех без исключения активного осознания, отношения, решений. У меня перед глазами все время прокручивается эпизод, когда к пристани подъезжает теплоходик, и на городскую площадь выходят туристы. Они собираются сесть в автобусы, но внезапно на их глазах разыгрывается побоище: толпа шестиклассников гонится за девочкой, а когда она падает, ее начинают бить. Возмущенные возгласы взрослых, осуждающие взгляды, сокрушенное качание головой — и все. А девочку продолжают колотить, пока за нее не вступился оказавшийся рядом дед. Взрослые не желают (а может быть, и не решаются) вмешаться. Привычная формула «дети, мол, сами разберутся» легко позволяет каждому из них освободить свою совесть от угрызений. И этот эпизод не дает мне покоя, снова и снова я спрашиваю себя: «А ты, ты тоже •из истории кино* Холодный вечер выдался в Париже 28 декабря 1895 года. Все кафе, рестораны, парижские театры были переполнены. И никто не догадывался, что за событие произойдет в маленьком подвальчике под громкой вывеской «Гран-кафе», который находился на бульваре Капуцинов, 14. Незадолго до описываемого вечера к хозяину «Гран-кафе» мосье Борго подошел человек средних лет, представился Луи Люмьером и предложил хозяину сдать маленький зал для игры в бильярд за 30 франков в день. Хозяин, не долго думая, согласился. Тогда он еще не знал, что перед ним стоял изобретатель кинематографа. Человек, чье имя войдет в историю. Первый киносеанс произвел фантастическое впечатление на парижан. Вот как описывает его свидетель — Жорж мшшиш тш Мельес, директор одного из театров: «...лошадь вместе с телегой пошла на нас, а вслед за ней другие экипажи, потом прохожие— словом — вся уличная толпа. При виде этого зрелища мы сидели с открытыми ртами, остолбенелые от удивления, пораженные донельзя». Уже потом было показано знаменитое «Прибытие поезда» и «Завтрак ребенка». Всего шесть фильмов, каждый длился по одной минуте. Сборы от первого дня показа были невелики — 35 франков. Но на другой день начался успех. А через полтора года кинематограф победно зашагал по всему миру. Уже потом он стал игровым, звуковым, цветным и, наконец, стереоскопическим. Но и по сей день мы с уважением вспоминаем о шести одноминутных пленках, что были первыми в мире кино. Д. БАРАНОВ |