Костёр 1985-07, страница 43После этого изделие поступает в руки художника. Легким движением тонкой кисти он наносит орнамент. Среди тонко изогнутых веточек расцветают полевые цветы или, гроздья спелой рябины... У. хохломских художников существует несколько видов росписей, давно устоявшихся, ставших классическими. Но и эти «правила» дают возможность художнику и фантазировать, и искать свои темы, то есть быть настоящим творцом... Но, кажется, мы забыли о том, что изделие расписывается по серебристому фону? Работа еще не закончена. Следующий, самый интересный этап — превращение «серебра» в «золото». А для этого изделие должно отправиться в... печь для закаливания. При определенной температуре под слоем лака серебристая поверхностьпревращает-ся в золотую. Сейчас даже трудно поверить в то, что секретами этой, единственной в своем роде обработки деревянных изделий, владели крестьяне — наши предки. В 1916 году в Семенове решили открыть школу художественной обработки дерева с отделением хохломской росписи. На должность заведующего был приглашен Георгий Петрович Матвеев. Крестьянский сын Георгий Матвеев рано начал свою трудовую деятельность. Работал по найму в Нижнем Новгороде, учился, мечтал стать художником. Познакомившись с революционно настроенной молодежью, Матвеев принимал участие в распространении листовок, был арестован и сослан в Архангельскую губернию. А после ссылки он приехал в Петербург. По рекомендации А. М. Горького поступил учиться в художественную мастерскую академика Дмитриева-Кавказского. Годы, проведенные в столице, духовно обогатили его, заставили задуматься над тем, в какой же области применить свои знания, свой опыт, свои силы. И вот — Семенов. Школу, в которой предполагалось готовить мастеров народных промыслов, надо было отстраивать заново. Матвеев пригласил на работу местных столяров и плот ников. А вот для того, чтобы открыть отделение хохломской росписи, семеновской школе нужны были опытные художники, которые издавна жили в ближайшей от Семенова Хохломской волости. В конце 1916 года Г. П. Матвеев отправился к хохломичам, чтобы убедить лучших мастеров переехать в Семенов. В это неспокойное, военное время, когда и думать-то о путях развития народного искусства было странно, Матвеев сколачивал в Семенове крепкии коллектив мастеров. В первые годы Советской власти школа з Семенове стала своего рода культурным центром города. Здесь велись споры о традициях крестьянской культуры и о новом, революционном содержании народного искусства. Юные художники, стараясь отразить дух времени. вплетали в традиционные травные орнаменты слова: «Да здравствует Октябрь!», «Ленин — наше знамя». В 1920 году случилась беда: школа сгорела. Г. П. Матвеев ездил в Нижний Новгород, просил з главном управлении ссуду на строительство, а ему отвечали, что время тяжелое: гражданская война, голод, хлеба и того в губернии не хватает... Но крестьянские дети хотели учиться. И решено было самим построить школу. А в протоколе общего собрания записали: «Видя тяжелое положение нашей страны и желая поставить школу, единогласно решили: отказаться от месячного ударного пайка и начать на эти средства рубить сруб. Кроме того, для проведения дела собрать шестьдесят пудов муки и других продуктов, как то: картошки, морк-вы, свеклы, чтобы вполне хватило. А крышу покрыть не соломой, а дранкой. Думаем так: когда у Советской власти будет возможность, она не забудет нас помощью...» Они построили школу. И Советская власть не забыла их помощью. За время существования из стен художественной профтехшколы вышло в большую жизнь не одно поколение замечательных народных мастеров. Людмила КИТАЕВА |