Костёр 1985-11, страница 15

Костёр 1985-11, страница 15

нает Терентий Семенович, спрошу, бывало, у кого-нибудь название буквы, а потом палочкой или куском угля рисую их, складываю одну за другой в слова.

С молчаливого согласия отца Терентии пристрастился к книгам, где нашел первые сведения по агротехнике, созвучные своим мыслям и наблюдениям, сделанным на пашне.

Однажды, заметив, что сын запрягает лошадь, собираясь в поле, отец спросил:

Куда это ты собрался? Боронить.

Не смей землю сушить, еще ни один дурак не выезжал боронить так рано.

Но Терентий решил: будь что будет — и выехал со двора.

Восемь дней в ту весну веяли суховеи. В поле никто не выезжал. А когда выехали на забороненном участке Мальцевых густо зеленели сорняки.

Что ты наделал, сын? Сеять-то как теперь? Как смотреть людям в глаза?— наседал на сына отец.

Терентий успокоил его.

Посеем, дай срок!— и опять взялся бороновать, чтобы уничтожить сорняки.

Мужики помалкивали, жалеючи нерадивого хлебороба. Отсеялся Терентий позже всех.

Зато уже летом стало ясно: пшеничка на пашне Мальцевых удалась на славу.

Теперь молодые любознательные мужики сами потянулись к Мальцеву. Приходили послушать: для чего семена надо сортировать перед севом, зачем делать раннее боронование. Стали заводить опытные участки на своих наделах. А когда организовался колхоз «Заветы Ленина», то Мальцева единодушно избрали полеводом.

Теперь на его плечи ложилась ответственность за урожай на большом колхозном поле, значит, и хозяйствовать приходилось только наверняка. Но легко сказать — наверняка! Ведь земледелец не знает заранее, какие будут весна и лето: влажными или сухими, теплыми или холодными?

Как научиться понимать действие стихийных сил на урожай? И Мальцев снова искал ответ в книгах.

На поле к нам подошли ребята из местной школы. Это были мальчишки и девчонки из ученической производственной бригады, с которыми у дедушки Мальцева велась давняя дружба. Окружив своего знаменитого земляка, они наперебой задавали вопросы.

Кто-то неожиданно попросил:

— Терентий Семенович, расскажите, в чем суть способа обработки почвы, который вы предложили?

Вопрос был, конечно, не новый, но каждому

увидели, что хотелось еще раз услышать от самого Мальцева

этот рассказ.

Новое легко не дается. Были и сомнения, и надежды. Я много лет вел опыты и пришел к выводу, что необходимо отказаться от применения отвальной вспашки на черноземных почвах Зауралья. Лучше чередовать глубокую безотвальную обработку почвы плугами без отвалов с поверхностной многократной обработкой дисковыми лущильниками.

Нужно было видеть, с какой гордостью и вниманием слушали ребята рассказ знаменитого академика. Поистине нужно было обладать маль-цевской смелостью и даром научного предвидения, чтоб отстоять и доказать ученым правоту своих взглядов.

В 1956 году Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук имени Ленина избрала Терентия Мальцева своим почетным академиком.

Ну, а теперь рассказывайте, как ваши успехи в учебе?— обратился Мальцев к школьникам. Кое-кто смущенно потупился.

Нехорошо глаза прятать. Вижу, не у всех дела блестящие. Вы что же, думаете, в сельском хозяйстве нужны только сила и ловкость?

И снова пошел у них разговор о делах колхозных, о жизни, об отношении к труду и учебе.

Вот, скажем, раньше сохой пахали. Крепко ее приходилось в руках держать. А чуть зазеваешься — куда по-вашему лемех норовит свернуть?— спрашивал хлебороб и сам отвечал: В старую борозду — вот куда!

Так и в жизни: если человек не умеет управлять собой — далеко не уйдет, учитесь противостоять плохому. И поверьте, это не просто. Тут усилия нужны, а иной раз даже гражданское мужество. Потому и хотелось бы мне пожелать вам, мои дорогие друзья, высшего счастья в жизни — приобщиться к труду людей, кормящих свое Отечество.

Ю. ПАРАМОНОВ

Мой совет вам:

13