Костёр 1985-12, страница 24

Костёр 1985-12, страница 24

диловый род в Индии заметно поубавился — браконьеры убивают этих рептилий из-за ценной шкуры. Причем число крокодилов уменьшается с такой скоростью, что правительство Индии вынуждено срочно создавать питомники и фермы, чтобы крокодилы совсем не исчезли с индийской земли.

В одно из таких крокодиловых хозяйств и занесли меня ноги.

В глубине хозяйства, в тени бамбуковой рощицы, едва заметен крошечный домик под черепичной крышей. Это инкубатор. Здесь из крокодиловых яиц вылупляются крохотные, больше похожие на ящериц, чем на грозных рептилий, кро-кодильчики. Недолго задерживаются они в инкубаторе. Подросли, окрепли и — начинается их путь из озерца в озерцо. Для каждого возраста, для каждого крокодильего выводка свое озерцо. Для пятимесячных. Для годовалых. Для двухлеток... Иначе нельзя. Иначе малышей запросто слопают «старички», помести их всех вместе.

Самое подходящее время наблюдать за крокодилами утро и вечер, когда крокодилов кормят. Занятная, между прочим, картина! Представьте: тишина и спокойствие царят в крокодильем царстве. Ни тень не скользнет по глади озерца, ни травинка не шелохнется. Будто вымерло все вокруг. Будто по воле злого рока остановилась жизнь в этом вечнозеленом благоухающем уголке. И вдруг... сонное царство вмиг рушит монотонный звон медного колокольчика. И вот всколыхнулись озерца, побежали круги по водной глади. Будто торпеды, устремились к берегу крокодилы. С шумом взбираются по откосу, неуклюже топают по горячему песку к бетонной ограде.

Из-за ограды летят им куски мяса, рыба, крысы, куриные потроха...

Кормит крокодилов старик-индус по имени Драхна. На нем традиционная индийская юбка дхоти, застиранная, выцветшая от времени рубашка. На голове чалма.

эту

Тебе... а вот тебе... на еще кусочек...— бормочет старик, швыряя крокодилам мясо.— Да не тебе, дьявол!.. Вот же толстяк!

В его однообразном бормотании я вдруг различаю слово «Яша».

— Яше теперь... Вот кость тебе, Яша!..

— А какой из них Яша? спрашиваю старика.

— Да вон тот, у папоротника.

И Драхна рассказал мне вот что:

Два года назад, когда муссоны уже начали сбавлять свой натиск, по земле Тамилнад промчался ураган. Он вырывал с корнем пальмы и баньяны, срывал крыши домов... Немало бед натворил ураган и в нашем хозяйстве... Обломок железной крыши повредил у одного из крокодилов лапу. Кто-то советовал лапу отрезать — все рав-но-де не спасти. Но — о случай! — на следующий день после урагана на нашу ферму заехала группа советских туристов. И хоть нам было не до гостей, мы все же показали ферму. Конечно, рассказали и о бедах, что принес ураган... Среди туристов оказался доктор. Звали его мистер Яша. Он вызвался осмотреть покалеченного крокодила. А когда осмотрел, предложил сделать операцию. Иначе, сказал, лапу не спасти...— Старик делает паузу, всматривается в свои руки. Будто он сам, своими руками делал ту операцию.— Ничего, все сошло благополучно. Сохранил крокодилу лапу мистер Яша... В честь него и крокодила назвали Яшей...— Вспомнив что-то, мотает головой:— Нелегкое было дело. Опасное. Директор фермы отговаривал. А мистер Яша настоял. Доброе у доктора сердце. Побольше бы таких сердец людям, так и зверью бы жилось полегче...

...Священный час кормления крокодилов закончен. Снова тишина и спокойствие разливаются по крокодильему царству. Ни звука, ни движения.

Фото автора