Костёр 1986-02, страница 29

Костёр 1986-02, страница 29

авиационной Пушкинской Краснознаменной дивизии 13-й воздушной армии Герой Советского Союза Петр Дмитриевич Зюзин жив-здоров и проживает в Москве. Записывайте адрес и телефон и скажите спасибо. Ну, что же вы молчите?

— Люция Станиславовна, вы меня расстроили...

— Почему?

— Я вас просил узнать о Н. Зюзине, который погиб.

— Но другого Зюзина в этом полку не было. Этот вопрос я специально уточняла.

— А у нас есть свидетель его гибели.

— Значит, он ошибается.

Разговор на этом был закончен. А что в итоге? Ровным счетом ничего! Кажется, пора ставить точку. И написать Ире Карпычевой: «Дорогая Ира! Твою просьбу выполнить не можем...» Но ведь она надеется. А нам на кого надеяться? И сам себе отвечаю: но есть адрес и телефон Петра Зюзина и других ветеранов. Вот они, в записной книжке... Пожалуй, это единственная надежда...

Звоню в Москву, объясняю Петру Дмитриевичу суть дела.

— Говорите, что это было в феврале сорок четвертого? В том феврале много наших ребят погибло. Большие были потери. А надпись на парашюте пусть вас не смущает. Я лично думаю так: отдали мой парашют кому-то из моих однополчан, сам-то я в госпитале тогда лежал. И тут нечего удивляться. Случаев, когда на боевое задание приходилось вылетать не только с чужим парашютом, но и на чужой машине, было много. Короче, это был кто-то из нашей эскадрильи. А кто — надо искать! Думаю, задача не такая уж сложная, если мы знаем время и место гибели летчика. Как думаете? И вообще, если что узнаете — звоните. Звоните в любое время суток. Договорились?

Всесоюзный штаб красных следопытов уже располагал сведениями, что историю 29 ГВ ИАП изучают три школы — городов

Волхова, Колпино и 242-я в Ленинграде.

Работой красных следопытов 242-й школы руководил военрук,

Итак, новое лян В. Е.

имя

Подо-

подполковник запаса Александр Алексеевич Смирнов. Лично знаком с ним я не был, но знал, что занимаются там следопыт-ской работой серьезно и имеют успехи в поисках погибших летчиков.

Еду в Сосновую Поляну, где находится школа. Александр Алексеевич уже здесь не работает, по состоянию здоровья ушел ца пенсию. Узнаю домашний его адрес, чтобы встретиться.

Встреча состоялась только через две недели. Все это время Александра Алексеевича в городе не было.

Вот уж кто хорошо знает историю 29 ГВИАП! Дважды в конце семидесятых годов он ездил в Центральный архив Министерства обороны СССР в г. Подольск Московской области, где работал с документами этой части. Списки личного состава полка, его боевые действия, где, кто и когда погиб и при каких обстоятельствах. Все записано по дням и месяцам.

Устанавливаем, что в период с января по февраль 1944 года в районе Куремяэ действовали только истребители 29-го авиаполка. Полк базировался на аэродроме города Гатчины и летал на сопровождение штурмовиков, делал разведку войск и коммуникаций противника в районе реки Нарва и западнее ее.

Именно 3 февраля 1944 года не вернулся с боевого задания командир звена второй эскадрильи, гвардии младший лейтенант, кандидат в ВКП(б) Подолян Василий Ефимович. (ЦАМО, фонд 29 ГВИАП, опись 483465, дело № 1, стр. 24).

Гайсинский районный отдел внутренних дел Винницкой области сообщает местожительство родственников Подоляна В. Е. племянницы Дьяченко Ольги Ивановны, Блохи Лидии Ивановны — с. Грузьское, Гайсин-ского р-она, Винницкой области.

Начальник Гайсинского РОВД

майор милиции А. П. ОСТАПЧУК

Через некоторое время пришел ответ от Ольги Ивановны Дьяченко. Она сообщала, что родители ее дяди Подоляна В. Е. умерли, а сами они во время войны были еще детьми и ничего не знают о его дальнейшей судьбе. Обещали прислать довоенную фотографию.

Фотографию! Вот что надо постараться найти у однополчан. Если, конечно, имеется таковая. Нашлась! У Петра Дмитриевича Зюзина. Ведь служили они в одной эскадрилье.

Опять еду в Эстонию, в деревню Кунингакюла для встречи с Беззаборкиным.

Он держит в руках фотографию, долго рассматривает ее и говорит:

— Конечно, прошло сорок лет и я могу ошибиться. Но это тот парень, которого мы схоронили...

Материал подготовил

А. РЯБКОВ