Костёр 1986-03, страница 37

Костёр 1986-03, страница 37

На одном из ленинградских проспектов стоит двухэтажное здание. Его стеклянные высокие стены венчает надпись:

«ИНТЕНСИФИКАЦИЯ-90».

Так называется комплексная программа перестройки ленинградской промышленности, транспорта, систем связи, городского хозяйства. Так называется и выставка, рассказывающая об этой программе.

Я уже знал, что через пять лет в нашем городе будут работать четыреста автоматических цехов, на производство придут роботы и электронно-вычислительные машины, и мне захотелось посмотреть на этот цех завтрашнего дня.

Здесь я познакомился с комсомолкой Татьяной Ремиз. Ей семнадцать лет, несколько месяцев назад закончила школу, сейчас работает на НПО «Электронмаш», хочет стать программистом.

Мы прошли с ней в ее рабочее место. Выставка эта необычна еще и тем, что все экспонаты на ней работают — слишком дорого стоит рабочее время ЭВМ, поэтому каждый день сюда приходит целая бригада с «Электронмаша» и работает прямо на выставке.

Таня подходит к ЭВМ, включает питание, вставляет магнитные диски, ленту с программой, включает блок памяти и на специальном языке общения с машиной спраши

зал на Да-да!

вает, готова ли она работать? Ей предстоит составить проект печатной платы для радиоприемников.

Девушка рассказывает, как трудно обучить машину, как сложно составить программу.

Общаешься с ней, словно с инопланетянином. Она ведь ничего не знает! Совсем не похожа на человека! Вот че-

цифры! И никогда ЭВМ не увидит дом, а представление о нем будет записано в ее памяти в виде длинных рулонов магнитной ленты... Действительно — инопланетяне!

...Много языков чтобы

созда-разговаривать с продолжала свой Таня<— ФОРТРАН, КОБОЛ... Я пока

скажешь, допустим, и он сразу вас пой-

ловеку «дом» мет...

Я попробовал мысленно поговорить с инопланетянином: «Дом, понимаешь, это такая конструкция, которая состоит из фундамента, стен и крыши... В доме должны быть двери и окна... Стены сложены из кирпичей... Как бы объяснить, что такое кирпич? Или гвоздь?.. Гвоздь — это такой стержень из твердого материала с нашлепкой на конце... Нет, не из алмаза, не из титана... Гвоздь должен гнуться... Нет, не из пластилина... Он должен быть твердый, но не очень! Из железа! Потом объясню, что это такое! А сейчас, давай подумаем, как бы нам повесить занавески на окна, да

но,

машинои, рассказ

БЕЙСИК,

знаю несколько команд на ФОРТРАНе. Это почти как игра.

Машина помигивала разноцветными лампочками, словно демонстрируя доброжелательную Готовность к общению и работе.

Я попросил Татьяну показать выставку. Сначала мы подошли к автомату, который назывался «Оргтекст-2Д» и был похож на стол. Но вместо крышки у него клавиатура, вместо листа бумаги экран дисплея, вместо ящиков магнитные ленты машинной памяти. Хозяйка автомата Светлана Пирог разрешила поработать на нем. Я нажимал клавиши, как на пишущей машинке, и буквы возникали на экране. Я поспешил и наделал ошибок.

Татьяна Ремиз

чтобы истратить поменьше материала на них... Нет, в стекло гвоздь забивать нельзя! Потому что стекло — это... Уф!» А ведь я пытался объясниться на человеческом языке, а попробуйте — на машинном, состоящем из единиц и ноликов. У машин всего две

Сейчас исправим, — сказала Светлана. Она села к автомату, и по экрану начал двигаться квадратный зайчик. Он раздвигал строчки, делал абзацы, вставлял запятые, исправлял ошибки. А когда на экране не хватило места, отправил часть текста в память

32