Костёр 1986-03, страница 36

Костёр 1986-03, страница 36

Алексей Васильевич Дорохов

спас am ели

Проблуждав по незнакомому лесу часа три, я услыхал голоса, обрадовался и поспешил в их сторону. Смотрю, кряхтят двое ребят, тужатся, хотят приподнять упавшую от сильного ветра сухостойную сосну. Подошел. Ребята поздоровались и опять стали подпихивать под сосну дрючки. От натуги лица у них покраснели, пот тек ручьями... Я спросил, над чем они так трудятся? Паренек постарше с пионерским галстуком и двумя красными полосками на рукаве разъяснил:

— Видите, дерево-то вершиной поперек ручья упало, получилась запруда. Вода вон как разлилась, к муравейнику подбирается... Того и гляди, у муравьев подвалы затопит... А там у них яички и запасы пищи...

— Ну и что? — легкомысленно сказал я.— Муравейников в лесу много...

Сказал и сам потом не рад. Стыдно даже стало, когда мальчишка мне целую лекцию о пользе муравьев прочитал. Приподняли мы вдвоем сосну, а второй мальчишка бревно под нее подсунул. Вода и вошла в свое русло. Пошел я дальше и подумал: «Вот это настоящие хозяева леса, они своего зеленого друга в беде не оставят...»

П. МОЧАЛОВ ^

И все, что Алексей Васильевич увидит и узнает, он охотно дарит читателям — пишет рассказы.

Самый первый рассказ Дорохова — он назывался «Встреча со змеей» — увидел свет в 1958 году в журнале «Юный натуралист». С тех пор он написал много рассказов и выпустил несколько книг о родной природе.

В этом месяце Алексею Васильевичу Дорохову исполняется 65 лет.

«Костер» поздравляет своего автора с днем рождения. А «Зеленые страницы» печатают два рассказа из рукописи его

ш

новой книги.

Алексей Васильевич Дорохов живет в подмосковном городе Загорске. Здесь же он и трудится — пишет для ребят и взрослых книги о родной природе. Взгляд у Алексея Васильевича — зоркий! Все подмечает — как муравьи свой дом строят, как от врагов умеют отбиваться и как расцветает по весне первый цветок мать-и-мачехи — «будто в ворсистом пучке само солнце искрится...» И терпения у Алексея Васильевича не занимать — часами может он наблюдать за животными, за их порой необычным поведением, их хитростями и повадками. И — сообразительностью!

А.

Мастера только что очистили маленькую часовенку, что стоит у самого проспекта, и сошли с лесов. Тут же им на смену подлетела юркая галочка, долгое время наблюдавшая за работой мастеров. И нашла их работу незаконченной: Она села на венчик небольшого выступа у самого куполка, где видны были корочки облупившейся краски и штукатурка, и взялась за работу. Опустится вниз головкой, подденет клювиком под отставшую от стены краску и бросит ее вниз. И так сантиметр за сантиметром, к великому моему удивлению, галочка очистила тот участок стены, который не могли очистить мастера. Закончив нелегкую работу, птица облетела вокруг, как бы полюбоваться своим мастерством и — улетела...

Иду вдоль крепостной стены Троице-Сергиевско-го монастыря и замечаю: на крыше среди стаи сизых голубей сидит серая ворона и кормит вороненка. Птенец почти не отличается от матери, А мать-ворона без устали сует ему в клюв какой-то небольшой кусочек пищи. Потешно... Вороненок тут же его выбрасывает изо рта. Кусочек катится вниз, ворона ловит его и снова сует непослушному детенышу в клюв. А он опять выбрасывает его!

И так длилось долго, так долго, что я устал наблюдать и смеяться. Наконец птенец проглотил пищу. Ворона каркнула, для порядка, по-видимому, стукнула упрямца в затылок, и полетела за новым кусочком...