Костёр 1986-04, страница 244 — ПОСЛАНЦЫ ЛЕНИНА Этот край издавна называли русские люди Беловодьем. Краем чистых полноводных рек, богатых рыбой, лесов на склонах гор, богатых зверем, долин меж гор с целебным разнотравьем. Сюда, на далекий Алтай, после Октябрьской революции решили поехать рабочие прославленных питерских заводов — Обуховского и Се-мянниковского. Их первые коммуны были созданы в трудное время. Отрезанный от России врагами революции, Петроград остался без топлива и хлеба. Один за другим останавливались заводы и фабрики. Начались разруха и голод. Именно в это время Ленин принимает делегатов правления I Российского общества землеробов-коммунистов, образованного рабочими Обуховского и Семянниковского заводов. Рабочие обратились к Ленину за содействием в организации сельскохозяйственной коммуны в Семипалатинской области. Владимир Ильич обещал помощь, выразил уверенность, что петроградские рабочие покажут местному населению пример коллективного труда, и направил делегацию к наркому земледелия с рекомендательной запиской. А в записке той написал: «Почин прекрасный. Поддержите его всячески». По распоряжению Ленина коммунарам выдали двести бушлатов, столько же пар белья и сапог, палатки, походную кухню, орудия труда. Токарный и слесарный станки, наковальни и горны, металл выделил для будущей мастерской коммуны заводской комитет. Прямо с заводских путей в специальном эшелоне, большими семьями, отправились коммунары на Алтай. Они стали первыми посланцами Октябрьской революции в тех глухих местах, где только что была провозглашена советская власть. Отправились утром 29 апреля 1918 года, через всю Россию, запруженную беженцами и недвижимыми составами. Добрались до последней станции — Семипалатинска, дальше рельсов не было. Коммунары перегрузили имущество на колесный пароход «Виктория», поплыли на нем по Иртышу до Гусиной пристани, оттуда на лошадях до села Снегирево. Кончался май, но они все же успели к севу... В Снегиреве коммунары разбили на окраине у горы палатки. В купленном у купца сарае открыли мастерскую. Питерские мастеровые за продукты стали ремонтировать все, что требовало ремонта. А за рекой, на отведенном коммуне участке, рабочие-семянни-ковцы впервые подняли веками непаханную землю. Рядом с пашней проложили дорогу, засеяли огород. Спали в палатках, ели под навесом, у речки Осиновки, а работали — от зари до зари. Отсеявшись, спешили возвести первые дома. В одном из них, у могучих пихт, должна была быть школа. С собой из Питера взяли коммунары учителя и в уставе коммуны записали: «Учить детей обязательно». Крестьянам, живущим на Бухтарме по старинке — с лучинами, домоткаными зипунами, высокими глухими заборами,— все было в диковинку: от впервые увиденных граммофонов, железных кроватей, городской одежды до коллективного труда. Прекрасной была мечта у коммунаров! Но не пришлось ее осуществить: колчаковцы захватили в крае власть. За сокрытие оружия председателя семянниковской коммуны Петрова, секретаря правления Богданова и агронома Ма-хова увезли в Усть-Каменогор-скую тюрьму. Весной 1919 года больной ревматизмом и цингой Александр Петров за неимением улик был выпущен из тюрьмы. Вернувшись на Бух-тарму, он узнал, что разъехавшиеся по разным деревням и заимкам члены коммуны тайком встречаются в кузнице в Снегиреве, где остались семь питерских семей. Снегирево было волостным селом, к Петрову тут же явились колчаковцы, выяснить, что дальше намерен делать. Пришлось се-мянниковцам вспоминать свой опыт подпольной работы предреволюционных лет... Осенью, когда весь Бухтар-минский край стал восставать против белоказаков, когда в горах стали собираться партизанские отряды, называвшие себя красными горными орлами, двадцать восемь питерцев как «активисты-коммунисты» были арестованы. Из Снегирева их погнали строем через Бух-тарминскую крепость, станции Березовскую, Старо-Александ-ровскую. 1 октября 1919 года их поставили в логу над наспех вырытыми ямами. В донесении, заготовленном заранее, уже было записано: «Убиты при попытке к бегству». Как рассказывали случайные очевидцы, бежать бросился только один парнишка, самый молодой — Сережа Евдокимов, которому было тогда шестнадцать и который мечтал стать полководцем. Его вернули, расстреляли вместе с отцом. Чуть постарше Сергея был Георгий Родионов. Стеной стояли коммунары перед белоказаками, в центре — председатель коммуны Александр Петров, рядом отец и сын Шляпниковы, медник Александров, плотник Веселов, электрик Михайлов, с ними председатель Обуховской коммуны Гриба- К И Н. • • Когда в декабре вернулась Советская власть, всех их похоронили в братской могиле в Усть-Нарыме вместе с партизанами края. Теперь там ходят волны Бухтарминского моря, а могила перенесена в Больше-Нарым, откуда начинал свои боевые действия против колчаковцев полк красных горных орлов — в нем также были се-мянниковцы и обуховцы. Имена 18 |