Костёр 1986-04, страница 5

Костёр 1986-04, страница 5

щей дорожке, вращающемся кресле. Это и испытания в камерах тишины и жары, на центрифуге, прыжки с парашютом, вождение самолета и многое, многое другое.

Сегодня стать летчиком-космонавтом еще труднее. Ведь, кроме испытания космического корабля, ему надо уметь выполнять самую разнообразную работу: быть штурманом, врачом, инженером, рабочим, фотографом, журналистом... А как же иначе! Ведь один день космонавт наблюдает и фотографирует Землю, другой — плавит в электропечи металлы, третий — занимается медицинским обследованием и ведет репортаж с орбиты. Если дневное задание экипажа станции «Салют» написать мелкими буквами на бумаге, то потребовался бы лист размером с простыню. Выполнить это задание может только тот, кто умеет хорошо трудиться на Земле.

Любой из космонавтов окончил школу, потом военное училище или институт. Все они хорошо учились. В космонавты берут только старательных людей, которые не ленятся много заниматься.

Не хочется рано вставать? Нужно пересилить себя, подняться вовремя. Работа не нравится? Все равно, сделай ее аккуратно и до конца. Задача не получается? Нужно проявить упорство, решай, пока не получится.

Чтобы стать космонавтом, надо с детства закалять свою волю, тренировать память, не бояться трудностей, не стесняться любой работы. И еще надо заниматься физкультурой, спортом, чтобы быть здоровым, крепким, сильным. Ну, а если кому-то не повезет и он не станет космонавтом, то сильному и умному человеку везде найдется интересная работа. Взять, к примеру, ту же космонавтику — одну из самых передовых отраслей науки и техники.

Тысячи людей самых разных специальностей обслуживают полеты космических аппаратов. Они помогают человеку находить полезные ископаемые и налаживать связь, предсказывать погоду и водить морские суда, изучать Солнце, планеты и даже кометы, чтобы раскрыть тайны Вселенной. Но главным объектом исследований в будущем по-прежнему останется наша Земля. Ее изучение из космоса с каждым годом дает все большую пользу народному хозяйству, делу мирного созидания.

Не так много времени прошло, как появились первые спутники, а в США уже думают о том, как их использовать в военных целях. Там разрабатывают планы так называемых «звездных войн». Советский Союз против таких планов. Наше правительство выступает за то, чтобы космические исследования служили познанию и практическому освоению сил и законов природы в интересах людей труда, в интересах мира на Земле,

В. ГОРЬКОВ, редактор отдела космонавтики журнала «Авиация и космонавтика»,

кандидат технических наук

вершм с коммунистов прммвр

Михаил БЕЛОУСОВ

Изо всех сил заскрежетали тормоза. Погас и тут же ярко вспыхнул свет. На одно мгновение в вагоне метро стало тихо, как в читальном зале. И даже еще тише. Слева и справа за окнами чернели стенки тоннеля. Вдруг пол под ногами затрясся. Включились электромоторы. Поезд дернулся с места. Пошел, напрягаясь, вперед. Но буквально через секунду опять заскрежетали тормоза и

наступила тишина.

Так повторилось семь раз подряд.

— Ну, что-то случилось, — заволновалась старушка. Потом дернула за рукав нейлоновой куртки человека, который хоть и стоял рядом, но своей головой, кажется, подпирал потолок вагона. Такого высокого роста он был.

— А вы чего молчите, молодой человек?

Молодой человек, конечно, заметил, что поезд

не мчится по тоннелю и что пассажиры уже немного запаниковали. Он просто вида не подавал. Ведь всякое в жизни случается. Не пожар же! Не наводнение! Просто остановка. Чтобы успокоить любопытную старушку, он так и сказал.

Все, кто был рядом и слышал эти слова, про остановку в тоннеле совсем забыли. И когда поезд, наконец, добрался до станции, и двери раздвинулись, никто, как будто, не торопился выходить. Наверное, пожалели уже о том, что все так быстро кончилось. И тут человек баскетбольного роста первым шагнул на перрон. Правда, он почему-то сделал только шаг и остановился, взглянул направо. Справа, в глубине подземного вестибюля, сверкая золотистыми доспехами, открывался взгляду похожий на былинного героя сильный и смелый Александр Невский.

Человек баскетбольного роста не первый раз приезжал на эту станцию и был знаком с картиной. И уже как со старым знакомым он обменивался взглядом с отважным богатырем, и только потом поворачивал к эскалатору. Так произошло и нынче.

Он пересек площадь, вошел в переулок, а там — в подъезд первого от угла дома. В этом доме начиналась его работа. Здесь была раздевалка строителей метро. А человек этот был бригадиром проходчиков. И звали его Евгением Лебедевым. Я думаю, что его имя — главное в истории, которую я только еще начал рассказывать вам. Почему? Погодите немного.

Войдя в раздевалку, Лебедев сразу услышал:

— Обвал!

0

Одно слово. Всего одно. Но он теперь понял, почему так часто тормозил поезд. Лебедев быстро переоделся, взял из шкафчика свою каску и спустился в шахту.

3