Костёр 1986-06-07, страница 60

Костёр 1986-06-07, страница 60

Раздел ведет кандидат физико-математических наукг доцент В. В. ЛАПТЕВ

Сегодня микрокалькулятор уже не новинка. Он помогает тебе не только на уроках в школе, но и дома, в приготовлении домашнего задания, а твоим родителям делать расчеты на работе, вести семейный бюджет.

Сегодня разговор о применении МК продолжим рассказом об одной интересной игре.

ЗАБИРАЮ И ВЫИГРЫВАЮ

Произвольное число предметов (камешков, спичек, пуговиц) делится на две неравные группы. Игра состоит в последовательном забирании предметов двумя игроками. Каждый игрок при своем ходе может взять произвольное не равное нулю число предметов из одной группы (можно даже взять все предметы из этой группы) или по одинаковому произвольному не равному нулю числу предметов из обеих групп. Игру выигрывает тот игрок, который при своем очередном ходе забирает все оставшиеся предметы.

Задача МК — замена предметов числами и проведение подсчета остатков в группах после отбора из них тех или иных частей.

Пусть мы мысленно разделили имеющиеся предметы на 23 и 48 штук в кучках. Введем

в МК исходные данные. Сначала число предметов в первой кучке — 23, затем сразу же цифру 0, выполняющую роль знака раздела, и число предметов во второй кучке — 48. На табло число 23048.

Допустим теперь, что первый игрок взял из второй группы 19 предметов, набрав это число на клавиатуре МК как 00019(00 из первой группы, 0 — знак раздела и 19 — из второй). После вычитания (нажали клавишу «—») на табло 23029.

Пусть в ответ второй игрок берет, например, по 22 предмета из обеих групп, введя в МК в качестве вычитаемого 22022. На табло после вычитания 1007 (1 предмет в первой группе, 0 — знак раздела и 07 — во второй).

Первый игрок забирает 5 предметов из второй группы, то есть вычитает 00005. На табло 1002. Сколько бы предметов теперь ни взял второй игрок, он все равно проиграет. Пусть, например, вычтет 1 предмет из второй группы, набрав на клавиатуре МК в качестве вычитаемого 00001. После вычитания на табло 1001. В этом случае первый игрок заберет по одному оставшемуся предмету (вычтет 01001) и выиграет. На табло МК цифра 0 — конец игры. Проигрыш ждет второго игрока и при любом его другом предыдущем ходе.

Хотите стать чемпионом, играйте так, чтобы перед ходом вашего соперника на табло МК оказывались числа, характеризующие следующие сочетания предметов в группах — 0:0, 1:2, 3:5, 4:7, 6:10, 8:13, 9:15, 11:18, 12:20, 14:23, 16:26, 17:28, 19:31, 21:34, 22:36

и так далее. То есть, если в какой-то момент на табло, например, 49020, ищите подходящее выигрышное сочетание (в данном случае это 12:20), и, не задумываясь, забирайте для его получения 37 предметов из первой группы. Теперь вы почти выиграли, так как при любом ходе соперника сможете получить следующее приближающее к выигрышу известное вам сочетание, и так до победы.

Продолжить ряд выигрышных сочетаний можно воспользовавшись легко обсчитываемыми на МК формулами. Для первого из сочетания числа:

Ап= [(1 + V5)n/2].

Для второго числа:

вп= [(3 + V5)n/2],

где п = 0, 1, 2, 3, 4... Квадратные скобки в формулах показывают, что берется только целая часть десятичного числа, окончательно получаемого при выполнении всех указанных действий.

Результаты подсчета для Вп от 0 до 14 только что были приведены. Для п = 15 и больше подсчитайте на МК сами.

НУЛЬ ЧЕРЕЗ ЧЕТЫРЕ

ДЕЙСТВИЯ

Об этой простой игре Элек-троник узнал из письма Дмитрия Сурина — восьмиклассника 48-й школы Новосибирска. Он постоянно читает нашу страничку, а расчеты ведет на МК модели B3-39.

Один из двух игроков набирает на клавиатуре МК любое шестизначное число. Второй, — пользуясь числами от 1 до 99, за четыре любых арифметических действия и минуту времени старается превратить это число в нуль. Дробные промежуточные результаты запрещены. Удается ему добиться желаемого результата — победа, нет — выигравшим считается товарищ.

Пусть исходное число, например, 172530

Первое действие:

172530 — 36 = 172494.

Второе действие:

172494 : 74 = 2331.

Третье действие:

2331 : 37 = 63

Четвертое действие:

63 — 63 = 0.

Если это решение появилось менее чем за минуту, то набиравший на МК число 172530 проиграл.

СНОВА О ДНЕ РОЖДЕНИЯ

Способ определения дня недели, в который вы роди-

56