Костёр 1986-10, страница 35

Костёр 1986-10, страница 35

Письма о музыке приходят отовсюду — из Казахстана и Сибири, с Украины, из Приморского края, из Москвы... Интересные, содержательные сочинения «Музыка в моей жизни» прислали Вафа Расулова (Баку), Лена Богомолова (Москва), Света Мартынова (Чимкент), Катя Рожен-ко (Ленинград), Олег Тарасевич (Мелитополь) и многие другие. Спасибо, ребята!

Сегодняшний разговор мы и посвящаем этим письмам.

О ВКУСАХ — СПОРЯТ!

«Некоторые очень уж увлекаются современной музыкой. Записывают на магнитофон все иностранное. Одна девочка мне сказала: «У меня нет ни одной песни на русском языке». Все в нашем классе (кроме тех, кто ходит на музыку) не знают таких великих композиторов, как Моцарт, Бах, Бетховен. Поэтому я против того, чтобы увлекаться только современной и заграничной музыкой!»

«Я одна из тех, «помешанных» на итальянцах! Если кто-то хочет понять их, пусть прокрутит несколько раз песню Т. Кутуньо «Итальянец». Это серьезная музыка. Как много она выражает! »

«Я очень люблю рок-музыку. А классическая и джазовая мне не нравятся — классическая усыпляет, джазовая действует на нервы. Непонятно, почему классическую музыку называют серьезной... Вообще, честно говоря, я не встречал еще человека, которому нравилась бы классическая или симфоническая музыка!»

«Музыка итальянских исполнителей, конечно, приятная, но мне их песни кажутся похожими одна на другую. Когда смотришь фестиваль в Сан-Ремо, где говорят содержание песен, слышишь одно и то же. Почти все песни у них о любви, но ведь есть очень много других, более важных, тем для песни».

«Знаете, сейчас у молодежи (в том числе и у меня) складывается понятие: если человек увлекается оперой, классикой, вальсами, джазом, то этот человек скучный, неинтересный, отсталый. Почему, когда звучит современная музыка, мамы, папы, бабушки затыкают уши? Я делаю то же самое, когда слышу оперу».

МУЗЫКА И МОДА

Итак, завязался спор! Мнения разошлись: одним нравится классическая серьезная музыка, другие ее отвергают, третьи... Попробуем разобраться — кто прав. Для начала вспомним слова, сказанные Андреем Петровым: «Часто молодежь воспринимает рок-музыку обособленно от остальной культуры, в отрыве от музыки

прошлого... Пусть ребята любят рок больше всего, но они должны знать, что это только часть огромного мира музыки!» Андрей Павлович прав: многие из тех, кто любит эстрадную музыку, рок, не имеют никакого представления о симфонической, оперной музыке. Но мало того, они и не хотят ее знать! Будто нет и не было никогда ничего, кроме Кутуньо, Пупо и группы «Спейс»! Не было Баха, Моцарта, Чайковского, Шостаковича...

Наверно, можно прожить и без классической музыки, но это будет какая-то скучная, неполноценная жизнь. Легче всего включить магнитофон и танцевать под бодрые ритмы. Но эстрадная, «легкая» музыка не всегда предназначена только для танцев. Многие из вас это понимают. Но не все. Поэтому пора поговорить о некоторых популярных певцах, имена которых упоминаются почти в каждом письме. Вы, наверное, уже догадались, что речь пойдет об «итальянцах»...

Интерес к итальянской эстраде очень велик, и это, пожалуй, закономерно. Тото Кутуньо, Риккардо Фольи, Адриано Челентано — настоящие мастера своего дела. Поэтому они популярны и поэтому на них существует мода. С одной стороны, ничего плохого в этой моде нет. Но, согласитесь, мыслящий человек должен иметь по поводу любого модного явления собственную точку зрения. Пусть каждый задаст себе вопрос: «А чем же близок Кутуньо (или Пупо) мне лично?» И если ответа нет, если итальянцы нравятся тебе только потому, что всем нравятся, значит, ты пошел на поводу у моды, а своего мнения у тебя нет.

Впрочем, авторы многих писем собственную точку зрения имеют. Они размышляют, анализируют услышанное, пытаются в нем разобраться. К сожалению, про всех этого не скажешь. Часто приходится читать: «Мне нравится Кутуньо, потому что у него сильный голос, симпатичная внешность, а у песен, которые он поет, красивые мелодии». Вот и все. Но мало ли на свете певцов с сильным голосом, симпатичной внешностью, поющих песни с красивыми мелодиями?

Тото Кутуньо сказал однажды: «Наверное, я один из немногих итальянских композиторов, которые пишут сейчас итальянскую музыку». Эти слова могли бы показаться странными... если бы они не были правдой. Помните строки из одного письма — «все помешались на итальянцах». А ведь многие итальянцы буквально помешались на англичанах и американцах.

Кутуньо возродил в своем творчестве — вслед за Доменико Модуньо, Клаудио Виллой — славные традиции итальянской народной музыки. Именно на фольклорной основе возникла в свое время неаполитанская песня. Ее отличают яркий лиризм, особая певучесть мелодии — вспомним хотя бы знаменитую песню «Санта Лючия».

30