Костёр 1987-04, страница 32

Костёр 1987-04, страница 32

катная рота Союза во время отступления из Красного Села ушла последней, отстреливаясь от неприятеля. Отряд потерял 18 человек».

«Мое личное знакомство, а впоследствии большая дружба с Иваном началась так,— вспоминал ветеран комсомола Борис Земский.— Однажды я был отпущен в увольнение домой и опоздал к утренней поверке на несколько минут. Встреча с комиссаром была не из приятных:

— Доложить взводному, что за опоздание два наряда! При повторении проступка — удвою!

Требовательный в соблюдении дисциплины, сам он отдыхал мало. Почти каждую ночь вместе с разводящим ходил проверять отдаленные ^посты.

Помню такой случаи. Однажды к нам в штаб, мы тогда находились в Петрограде, привели двух старушек — делегацию от находившейся возле Смольного богадельни для старых и одиноких классных дам.

— Молодые военные люди,— робко попросили они,— нельзя ли помочь достать нам дров. Две недели уже совсем не топят...

Решительно прервав наши возгласы насчет дворян, «попивших нашей рабочей кровушки», не кто-нибудь, а Кан-кин заявил:

— Что-нибудь, бабушки, придумаем.

И на следующий день все свободные от службы самокатчики ломали на Суворовском проспекте деревянный сарай. Дрова напилили, раскололи и отвезли на санях в богадельню. А потом эти старушенции вручили нашему комиссару благодарственное письмо, написанное на двух листах бумаги, где красовались царские гербы и вензели. «Никогда не думал,— смеялся комиссар,— что получим такую благодарность».

После 111 съезда РКСМ Кан-кин своей главной задачей в работе с молодежью считал ленинский наказ: «Учиться, учиться и учиться!» И сам по

ступил в Центральную политическую школу.

В воспоминаниях ветерана комсомола Дмитрия Белгорая

есть такие строки:

«Ване было тяжело учиться. Бледный, худой, он часто подолгу кашлял, но перемогался и ложился последним. Мы жили в одной комнате. Я не помню его без книжки в руках. А еще он делал много выписок в толстую тетрадь, которую хранил под подушкой...»

Умер он в апреле 1928 года, накануне открытия VIII съезда ВЛКСМ. Открывая съезд, генеральный секретарь ЦК ВЛКСМ

Николай Чаплин говорил:

— В героической напряженной работе, ведущейся пролетариатом по строительству социализма, немало лучших работников отдали все силы, и немало их сгорело на огне этой творческой работы. За истекшие два года мы потеряли таких лучших работников нашего союза, как Ваня Канкин, один из любимейших вождей рабочей молодежи Питера и основатель нашего союза...

И. ЛОМАКИНА