Костёр 1987-09, страница 31

Костёр 1987-09, страница 31

ЧАС

ПИК

А. ЕФРЕМОВ

РАССКАЗ

Рисунок Н. Куликовой

Автобус дрогнул на выбоине. Никита не удержался на ногах и ткнулся в чье-то плечо. Человек едва заметно напрягся и неуловимым движением отбросил Никиту в сторону. Он только успел ухватиться за поручень, как автобус снова качнуло, и прохладное железо выскользнуло из ладони.

— Извините,— сказал Никита, обрушившись на того же пассажира,— качает.

Пассажир не обернулся и не ответил. Он только сдвинулся в сторону. Никита опустил на пол портфель, поставил локти на блестящую трубу поручня и стал смотреть в забрызганное заднее стекло.

Еще пару остановок в автобусе было просторно, потом люди стали входить густо, торопясь и задевая друг друга. Горячая теснота навалилась и придвинула Никиту к соседу. Соседа тоже придавила чья-то спина, но теперь он стоял спокойно и сосредоточенно смотрел в широкий седоватый затылок.

Никита вспомнил про портфель, пошарил ногой вокруг. Портфель оказался рядом. От толчков он раскрылся, и Никита нырнул в самую давку, чтобы подобрать его, пока не высыпались учебники.

Уже выпрямляясь, он увидел руку. Она двигалась, как разумное существо, чуть подрагивая своими пальцами, будто разнюхивала дорогу. Около завернувшейся полы пиджака рука замерла и вдруг исчезла в кармане, задержалась там на мгновение и появилась снова, сжимая указательным и средним пальцами бумажник. Никита следил за рукой, как зачарованный, пока бумажник не исчез в кармане чьих-то брюк. Тогда он поднял глаза — его сосед все тем же спокойным и даже как будто сонным взглядом упирался в ближайший затылок, но эта хитрая рука — она была его!

Никите стало страшно, он рванулся в сторону и увяз в плотной людской массе. Он завертел головой, высматривая дорогу к выходу, и наткнулся на пронзительный, как сквозняк, взгляд. Этот взгляд существовал отдельно от человека, он ощупывал лицо Никиты, словно спрашивал: «Видел? Нет?» И, выяснив для себя что-то важное, скользнул вниз и потух. Теперь сосед Никиты стоял, прикрыв глаза, и как будто ждал чего-то.

Мерзкая дрожь поползла по ногам. Никита крепче сжал поручень и, как мог, широко расставил ноги, чтобы унять ее.

«Он ждет, ждет, когда я выйду. Понял, что я струсил, и спокойно ждет, когда я выйду». Никита искоса глянул в сторону соседа — крупные сильные руки совсем рядом с ним сжимали поручень так, будто, пытались раздавить блестящую трубу,— кожа на суставах натянулась и побелела.

Из-под прикрытых век сосед, не отрываясь, следил за Никитой. «Неужели и он боится? Да-да, боится, что я подниму шум».

Теперь они смотрели друг на друга, не скрываясь, и в заледеневшем взгляде незнакомца появилась какая-то трещинка. Он быстро огляделся — кругом были спины — и не торопясь опустил руку в карман. Не в силах двинуться, Никита изо всех сил вдавил ногу в пол.

«Не дрожать, только не дрожать!»

Он почувствовал неожиданно мягкий удар по ноге. Уже понимая, что страшное миновало, Никита взглянул на соседа. Сосед стоял, привалясь к стенке, и с видимым удовольствием разглядывал убегающую улицу. Тогда он посмотрел вниз — бумажник, тот самый бумажник, лежал на замызганном полу около его ботинка. Никита почувствовал, что вот-вот рассмеется. «Выбросил! Испугался и выбросил! Пусть теперь таращится сколько ему влезет». Он стал нагибаться. «Я скажу этому с седым затылком: —Эй, товарищ, не вы потеряли? — и хлопну его по плечу, как будто мне лет двадцать». Никита дотянулся до бумажника и посмотрел вверх, чтобы не зацепить, выпрямляясь, чей-нибудь локоть. Там вверху улыбался его сосед. Улыбался тайком, одной маленькой складочкой гладкой щеки. Улыбался, как будто подстроил веселую шутку. И снова Никиту обдало пронзительным холодом быстрого взгляда. Не понимая, в чем дело, он начал вставать и еще не выпрямился до конца, как вдруг руку с бумажником стиснул холодный браслет из крепких пальцев. Это было так неожиданно, что Никита выронил свою находку, и пальцы тут же разжались.

Теперь он понял, что значила та потайная улыбка. Кто бы ему поверил, что он просто подобрал бумажник? Уж, наверное, сосед Никиты знал, что говорить в таком случае.

«Не сомневайтесь, гражданин, я сам видел — мальчишка лез к вам в карман. Ну что вы, посмотрите, как он вцепился в бумажник — не вырвать».

Они снова стояли рядом, и бумажник лежал между ними на полу. Было так просто окликнуть того человека и показать ему пропажу, но кто знает, что еще придумал этот парень с пронзительными холодными глазами.

Объявили остановку Никиты, и автобус зашипел, с трудом раскрывая створки. Можно было успеть протиснуться к выходу, но бумажник тяжелее десяти кирпичей лежал на ноге и не давал сойти с места.

Сосед придвинулся к Никите вплотную, и, когда автобус тронулся, он качнулся вместе со всеми и, словно нечаянно махнув рукой, больно ударил Никиту локтем под ребра. Никита прижался лицом к грязному стеклу, подождал, пока вернулось дыхание и, прикрывшись согнутой в локте рукой, стал ждать, что будет дальше. Можно было бы отлично

26

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Юный техник поручни автобус

Близкие к этой страницы