Костёр 1987-09, страница 28

Костёр 1987-09, страница 28

— Никогда!— смеется Рамуна.

Зонтик оставляет за дверью, снимает куртку и идет за мной в кухню.

— Садись на этот стул.

— А почему на этот? Я сяду здесь.

— Как хочешь.

Я наливаю чай, ставлю тарелку с маминым печеньем.

Рамуна пьет чай, улыбается.

— Вкусное печенье. Я тоже такое умею печь.

— Первый раз слышу.

— А зачем тебе об этом надо было знать? Можешь не рассказывать, я и так все знаю. Что ты знаешь?— насторожилась Рамуна.

— Зря ты ходишь по такому дождю. Все равно всех своими фотографиями не обеспечишь.

— Ты шпионил за мной?— краснеет Рамуна.—

Ты украл и читал мои письма?

— Этой макулатуры у меня своей хватает. Благодаря тебе. Перестань злиться, а то подавишься. Сейчас все тебе покажу.

Беру табуретку и несу в комнату. Со шкафа собираю кучу писем. Рамуна стоит рядом.

— Вот, читай! Рамуна не решается.

— Читай, читай. Не стесняйся!

Рамуна садится за стол. Сначала читает внимательно каждое письмо, потом быстрее и быстрее, наконец откладывает письма в сторону.

— Мне все ясно.

— Что ясно?

— Ты прав. Всех фотографиями не обеспечишь. Зачем?

— Конечно. Твои поклонники могут твою фотографию вырезать из газеты.

— Я не об этом. Рамунас, скажи, ты на каждое письмо ответил?

— Ни на одно.

— Спасибо тебе,— Рамуна встает.

— Будешь еще чай пить?

— Нет.

Рамуна молча надевает мокрую куртку и молча уходит. Я тоже молчу. Потом смотрю через окно, как под ветром и дождем развеваются светлые пряди волос. Мне жаль Рамуну, и я рад, что позвал ее к себе выпить чаю, что показал письма. И совсем не понимаю, зачем это сделал?

Утром, торопясь в школу, хочу, чтобы Рамуна ждала меня у своего дома. Тогда бы вместе пошли. Но увы... Рамуна идет далеко впереди. Почти у самой школы повернулась назад, увидела меня и... остановилась.

— Привет!— поздоровалась первая. Привет! Ну как, на все письма ответила?

— Ответила! На все!— смеется Рамуна.

Я тоже смеюсь. Так, смеясь, вместе входим в класс. На доске криво написано уравнение:

РХР=Л

— Антанас!— кричит Рамуна.— Когда я тебя научу правильно решать уравнения?

Рамуна перечеркивает уравнение Антанаса и красиво выводит: 2

РХР=Р

К 175-

БЕССМЕРТНЫЙ

ПОДВИГ

Мы говорим «Бородино», и вспоминаем бессмертные лермонтовские строки, воспевшие подвиг русского народа на Бородинском поле. Мы говорим «Бородино», и перед глазами встают картины из знаменитой галереи войны 1812 года в Эрмитаже. Массу поэтических, художественных образов будит в нас это слово. Но часто ли мы задумываемся над историческим значением Бородинской битвы? А ведь на Бородинском поле, на берегах речки Колочи решались судьбы России, и битва эта вписана не только в учебники по военному искусству, но и золотыми буквами занесена на скрижали нашей отечественной истории.

Отечественная война 1812 года... Последующие военные лихолетья отодвинули ее в памяти потомков на задний план, подернули романтической дымкой. Но война эта была очень тяжелой и кровопролитной. Трудно начиналась она для России. Сложная внешнеполитическая обстановка сложилась еще в самом начале девятнадцатого столетия. Войны с Францией, Тильзитский мир, весьма невыгодный для России, и почти одновременно борьба с Турцией и Ираном, Швецией. Накануне вторжения Наполеона силы России были раздроблены.

Плохую службу сослужил и план Фуля, типичного представителя прусской военной мысли, которому Александр на первом этапе войны безгранично доверял. По этому плану русская армия была разделена на три части и растянулась почти на 600 километров. Вот почему план Наполеона разгромить русскую армию в первых же пограничных сражениях имел под собой реальную основу, трезвый расчет и талантливое видение ситуации. Наполеону вообще трудно отказать в военных талантах, а если учесть, что в момент вторжения в Россию за его спиной была самая мощная в Европе, закаленная в боях армия, то тяжесть ситуации, в которую попала наша страна, трудно переоценить.

Русским надо было объединить свои силы. И ценой героических усилий это удалось сделать в Смоленске. Но что делать дальше?. Проведенный в Смоленске военный совет показал, что у русского командования нет единого мнения

касательно дальнейшего ведения войны. Армии нужен был новый полководец, который мог бы возглавить ее на этом этапе войны. Такой полководец в России был: Михаил Илларионович Кутузов. Солдаты из уст в уста передавали радостную весть: «Едет Кутузов бить французов!» И Кутузов оправдал надежды армии: было решено дать большое сражение.

Бородино — не только пример выдающегося русского военного искусства, но и символ героизма русской армии. Французские солдаты

23