Костёр 1987-11, страница 35

Костёр 1987-11, страница 35

— Конечно,— радостно затараторил Хавал.— А разве вам не хочется посмотреть на дерево Гагарина?!

Не берусь описывать ботанический сад Канди. Целой книги заслуживает удивительнейшее это явление на цейлонской земле! Каждый кусочек сада, каждое дерево, каждый цветок достоин не одной страницы, потому что имеет свою историю. Но есть здесь уголок, который неизменно посещают и туристы, и жители Шри Ланки. В северной части сада двумя крыльями разлетелись аллейки, посаженные известными всему миру людьми. Короли и императоры, ученые и государственные деятели, писатели и артисты высаживали в разное время олеандры, баньяны, савойи, пальмы, увековечивая тем самым свое посещение здешних мест. Некоторым деревьям уже за сто лет, другие только набирают силу.

В декабре 1961 года в Шри Ланке гостил Юрий Алексеевич Гагарин. Приезжал он и в Канди. В ботаническом саду первый космонавт Земли посадил кустик сараки тайпинской.

— Мой отец тогда был мальчиком,— сказал Хавал, когда мы дошли наконец до дерева Гагарина.— Он не смог пробраться сюда и увидеть, как Юрий Гагарин сажал сараку. Но он видел Гагарина на улицах Канди... — И он сделал жест почтения «анджали»— сложил у груди ладонь к ладони, поклонился деревцу.

Я вглядываюсь в вечнозеленую сараку, чувствую терпкий, чуть сладковатый аромат ее и мысленно представляю, как четверть века назад Юрий Алексеевич Гагарин бродил по этому удивительному саду, вдыхал ароматы здешних диковинных цветов и деревьев, как выбирал место для своего деревца... Дерево Гагарина... Сколько священных реликвий связано с первым космонавтом Земли! И вот еще одна, за тысячи километров от России...

ВСТРЕЧА И РАССТАВАНИЕ

Если бы зуб Будды вдруг украли, мои друзья-туристы меньше бы удивились, чем при виде меня, подъезжающего на слоне к храму. Ну, а для меня занятная была картина — наблюдать с высоты слоновьего хребта, как вытягивались от изумления их лица...

Я не знаю, сколько длились восторженно-завистливые: «Ну и Виктор Александрович! Повезло же вам! На слоне прокатился!..», но раздались призывные удары гонга. Суетливо напирая друг на друга, мы устремились в храм.

Я пожал руку Нагендрану и Хавалу, припал щекой к шершавому хоботу Хабуба. Слон дунул на меня и фыркнул, что, видимо, означало у него подбадривающее «не унывай!». А потом шумно вздохнул. Наверно, вспомнил яблоко.

Самый тяжелый момент в любом путешествии— расставание с друзьями. Недолгим был наш переход, а как сблизил нас, сдружил...

Уловив грустные мои мысли, Хавал тронул меня за рукав, улыбнулся:

— Приезжайте к нам еще. И обязательно в Канди. Сходим в джунгли!

Чем черт не шутит! Сколько в мире удивительного! Да вот хотя бы это путешествие... И верится: встречусь со своими друзьями, поброжу еще по этой замечательной земле!

СТРАЖИ ЗУБА БУДДЫ

Храм зуба Будды оказался вместительным строением. Этакая каменная махина. Зуб Будды — святыня цейлонских монахов. Его хранит объемный ларец из пуленепробиваемого стекла, четыре стражника. Стражники — обнаженные по пояс подростки лет четырнадцати-пятнадцати, в красных шальварах и белых чалмах. В руках у трех — барабаны, у четвертого — рожок. Под заунывный наигрыш рожка стражники колотят в барабаны, оглашая храм трескучим, навевающим на посетителей робость перезвоном.

Стражники менялись каждый час. Вместе с ними менялся и монах, читающий молитву.

Подошла наша очередь взглянуть на зуб Будды, и гид повел нашу цепочку мимо стражей к огромному постаменту в центре зала, сделанному в виде гробницы. Поднимаемся на постамент. Шаг, другой, третий... Вот и зуб Будды на бархатной подушечке. Подлинный? А почему бы нет? Ведь Будда является на землю и в облике животных, и в облике людей — так учит буддизм...

Фотографировать нельзя. Задерживаться у зуба нельзя. Шаг, другой, третий... Ларец с буддистской реликвией за спиной. Перед глазами резные перильца постамента и юные стражники...

По-детски милые, забавные лица. Суровость, какую пробуют напустить на себя стражники, явно не в их характере. Вот один, заметив необычайно высокого туриста-англичанина с длинной рыжей бородой, улыбнулся. И сколько ни глотал потом улыбку, так и не смог «посуроветь». А другой, с родинкой на щеке, во все глаза рассматривает белокурую датчанку, свою ровесницу...

Обратная дорога из Канди в Негомбо заняла всего три часа. Три часа я не отрывался от окна автобуса. Каждый поворот, каждый дорожный знак, каждая деревенька казались мне настолько знакомыми, будто прожил я в этих местах не один год. Удивительное чувство! Недаром в Шри Ланке говорят: хочешь лучше узнать незнакомую землю, окропи ее собственным потом.

...На въезде в Негомбо водитель нашего автобуса притормозил: пара слонов волоком перетаскивала через шоссе огромные стволы деревьев. Погонщик, молодой черноусый парень, лениво подгонял слонов и что-то пел.

Я прислушался и узнал песню погонщиков слонов. Днем раньше ее пели Нагендран с сыном.

Остров, обласканный солнцем!

Я плыву над тобой, будто бабочка,

Я вдыхаю твой сладкий аромат,

Я любуюсь изумрудным небом

И думаю, как прекрасна жизнь,

Когда у меня есть такой славный помощник — слон.

Земля моя —

Остров, обласканный солнцем!