Костёр 1988-03, страница 48ф похожи, обязательно в них проглядывает то, чем отличается один народ от другого. Тем-то сказки и интересны. И наверное, секрет сказок Топелиуса в том же — о чем бы ни рассказывал писатель, где бы ни происходило действие его сказок, читаешь — и чудится голос неторопливого, обстоятельного рассказчика-финна. Вот небольшой отрывок из сказки «Жемчужина Адальмины»: — Адальмина « получила такие прекрасные подарки, выше которых для многих людей ничего нет на свете,— сказала Голубая фея,— однако я знаю еще один дар, самый драгоценный, и одарю им Адальмину, но лишь с одним условием. Пока принцесса владеет своей жемчужиной и прочими тремя подарками, мой дар не будет иметь никакой силы. Когда же она лишится своей жемчужины, а с ней и своей красоты, богатства и ума, то получит от меня взамен четвертый дар — доброе сердце». Конечно, так все и случается в этой необыкновенно поэтической сказке, и, конечно же, доброе сердце заменяет Адальмине и красоту и богатство, и кажется — только разум Адальмины остается с ней: ведь для того чтобы понимать других людей, доброе сердце нужней всего. Вот так в знакомом сюжете появляется новый смысл, но и это еще не все. Вдумайтесь, какой ценой получила принцесса великий дар человечности, и сказка приобретает новый оттенок, и проявится ее главная мысль — непросто стать человеком, и только мужественное сердце может быть добрым. А как же с теми рыцарями, которые начали наш рассказ? Неужели и это сказка? Конечно, сам Топелиус никогда не называл свои исторические романы сказками. И все-таки: «На противоположной стене обрисовалось неясное светлое пятно. Чем больше Давид вглядывался в него, тем оно делалось светлее и светлее. Мало-помалу из него начал вырисовываться на стене образ Белой Девочки. Давид уже различал ее платье, затем голову и руки, наконец — серебряную ленту на лбу. Сомнения не оставалось — перед ним стояла Белая Девочка. Девочка приблизилась к правому углу погреба и сразу исчезла. Сердце Давида сильно билось, но он -таки подошел к углу и, проведя рукой по стенам, заметил, что один из больших камней отодвинут и за ним есть узкий, темный ход. Белая Девочка стояла там». Даже воссоздавая реальные исторические события, Топелиус делал их похожими на сказку. И хотя писались эти романы для взрослых, очень скоро выяснилось, что сказочник Топелиус и тут остался верен себе — сильные, романтические герои, приключения, необычайные и таинственные, стали популярны чуть ли не во всей Европе, и именно у юных читателей. Рано уходят сказки из нашей жизни, другие книги сменяют их. О сложном и важном рассказывают они. Только все же раскрывайте иногда свои детские книжки в истрепанных переплетах. Придет день, и вам не захочется отложить их в сторону, не читая. Так будет. Но для этого надо повзрослеть.
|