Костёр 1988-06, страница 28откровенный разговор Дорогая редакция! Вчера вечером мы с братиком Колей читали «Пионерскую правду». Сразу обратили внимание на стихотворение «По доске носился мел». Несколько месяцев назад в вашем журнале я читала стихотворение Олега Сердобольского «Мел», строчки из которого мне запомнились: По доске носился мел, Словно угорелый, Извивался как умел Ниточкою белой... Я страшно удивилась, что автором этого стихотворения является теперь Оля Савина... Юля Бойко, 6-6 класс, школа № 20, станица Новопокровская, Краснодарский край сили напечатать это стихотворение за их подписью. Что произошло? А вот что: простодушные читатели (один мальчик и две девочки), прочтя «Январь», решили, видимо, что они и сами вполне могли бы сочинить Десятки писем в день, сотни в неделю — таков поток нашей редакционной почты. Очень большая ее часть — детские стихи, рассказы, сказки. Но как-то раз литконсультанты подсчитали: на 50 писем юных поэтов и прозаиков приходится одно такое письмо, автор которого присылает в редакцию не свое произведение, а чужое, списанное у известного писателя, а то и у своего ровесника. 1 из 50. Много это или мало? такой симпатичныи стих, только вот времени не хватило, или умения, или еще чего-нибудь. Но они искренне готовы подписаться под полюбившимся им сочинением. Они даже согласны, чтобы стихотворение снова напечатали, но только под их подписью. Забавная история, не правда ли? Забавная, да не очень. А вы представьте себе, что те же самые любители напечататься оказались не столь простодушными и послали этот самый «Январь» в газету или в другой журнал. А стихи-то хорошие. И вот журнал или газета публикует уже напечатанные однажды стихи, но только не за подписью их настоящего автора, а подписанные... Ужасно хочется в этом месте назвать фами- i 0 В нашем журнале, на страницах которого часто появляются стихи ребят, не так давно было опубликовано стихотворение пятиклассницы Инны Г. «Январь». Скромное, милое стихотворение. И вдруг произошло нечто совершенно неожиданное: в течение месяца в газету пришло три письма, в которых было то же самое стихотворение. При этом авторы писем, две девочки и один мальчик, про лии двух девочек и одного мальчика, претендующих на незаслуженное авторство, но как-то жалко их. Тем более что в редакционном письме им все объяснили, и будем надеяться, что мнимые авторы кое-что поняли. Но продолжим наше, к сожалению, вполне допустимое предположение. Журнал печатает эти стихи и тут же получает письма от тех, кто уже раньше прочел их. И всем становится неудобно: журналу, напечатавшему присвоенные стихи, родителям, учителям и знакомым тех, кто это сделал, да и всем, узнавшим подобную историю, становится весьма неприятно. Я бы, пожалуй, и не стал рассказывать вам об этом странном случае, если бы случай этот был единичным. Увы, это не так. Попытки литературных заимствований — явление довольно распространенное и даже имеет звучное латинское название — плагиат! В «Словаре иностранных слов» против слова «плагиат» мы можем прочесть сначала весьма мягкое — «выдача чужого произведения за собственно^», затем более суровое — «присвоение чужого авторства», и, наконец, хлесткое и жесткое — «литературное воровство». Однако в этом довольно емком толковании плагиата отсутствует одно весьма характерное его свойство — это обман, который обязательно откроется, будет разоблачен. Обязательно! На сто процентов! Либо сотрудниками журнала или газеты, либо читателями. Самое же обидное, что после каждого такого случая начинаешь с легким сомнением воспринимать все более или менее сносные стихи, присылаемые в редакцию,— вдруг обман?! Но вот однажды мы опубликовали небольшое стихотворение, которое прислал один мальчик. А оно оказалось из неведомой нам книжки-раскраски. И, конечно, тут же его прочли люди, у которых была эта книжка. Прочли и прислали нам укоризненное письмо. Мы понимаем, насколько может иногда увлечь желание славы. Еще бы, ты напечатан — и ты в центре внимания, о тебе говорят, тебя хвалят, в пример приводят. И это прекрасно, когда слава добыта честным трудом, помноженным на талант. Но слава, добытая подлогом, плагиатом,— некрасива, быстротечна и, в конечном итоге, бесславна. В. ЛЕЙКИН |