Костёр 1988-06, страница 31

Костёр 1988-06, страница 31

за строкой учебника

I

тысячу

киеве

В этом году русская православная церковь отмечает тысячелетие принятия Русью христианства.

Что знаменует собой эта дата! Каково ее значение в истории развития нашего государства!

На эти и другие вопросы нашего корреспондента отвечает доктор философских наук Николай Семенович Гордиен-ко, автор книги «Крещение Руси»: факты против легенд и мифов».

Корреспондент. Николай Семенович, почему в названии вашей книги выражение «крещение Руси» взято в кавычки?

Гордиенко. То, что произошло в Киеве в 988 году по повелению князя Владимира, можно назвать крещением киевлян, а еще точнее — принятием Русью христианства в качестве официальной идеологии. А Русь, то есть восточно-славян-ские племена и княжества еще долго поклонялись языческим богам — Перуну, Даждьбогу... Верования в русалок, леших, домовых, водяных благополучно жили до девятнадцатого века. Помнили люди и языческих жрецов — волхвов. Эти персонажи живут в произведениях Пушкина, Гоголя. Они не требовали объяснений, перевода.

И сейчас — это любимые герои народных сказок.

Корреспондент. Итак, языческая Русь становится христианской... Зачем? И почему в своем выборе князь Владимир остановился именно — на православном христианстве?

Гордиенко. В те времена Владимир мог выбирать только между мусульманством — то есть верой в аллаха и христианством. Мусульманские центры находились далеко от сферы внешнеполитических интересов киевского княжества. В таком случае Русь оставалась одна в окружении христианских государств.

Но и в христианстве было два крупных течения — католицизм и православие. Глава католической церкви — папа римский — требовал полного подчинения себе королей и императоров. А византийский православный патриарх был всего лишь высшим церковным чиновником при дворе Константинопольского императора. С Византией у Руси были давние связи — через Киевскую Русь пролегал «путь из варяг в греки», среди киевских бояр и дружинников к тому времени было немало людей, принявших христианство.

И дату крещения, говоря современным языком, князь

выбрал в очень благоприятной

внешнеполитической обстанов-

#

ке. В это время Византию потрясло мощное восстание. Империя нуждалась в помощи могущественного соседа — князя киевского. В благодарность за военную поддержку Владимиру было обещано содействие церкви в крещении киевлян, а сестра императора — становилась женой князя.

Хочу заметить, что поначалу Владимир пытался создать церковь на основе языческих верований, даже, как пишут летописи, «поставил за теремным двором кумиры — Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорста, Даждьбога... И приносили им жертвы и называли богами». Но вскоре он понял, что для укрепления единой власти князя нужна и религия единобожия. В Древней Руси зарождались новые — феодальные отношения. Принятие новой религии дало мощный толчок развитию этих отношений. Такая религия идеологически закрепляла власть князя, проповедуя послушание, смирение.

Корреспондент. Пока мы говорили о социальном и политическом значении введения на Руси христианства. А каково влияние новой религии на культуру русского народа?

26