Костёр 1988-06, страница 32

Костёр 1988-06, страница 32

Гордиенко. Конечно, появление церкви вызвало к жизни появление новых ремесел и видов искусства. Вначале с помощью византийских мастеров, а затем и самостоятельно были сооружены каменные храмы, созданы первые фрески, мозаичные панно. Введение великого поста, когда верующим не разрешалось есть мясную пищу, послужило развитию огородничества, выращиванию овощей, которые почти не водились до того на русском столе. Появились книги. Создавались первые' библиотеки. Развивалось искусство живописи. Появилось духовное пение. Во всем этом русские мастера, живописцы, композиторы достигли удивительных высот!

Но я не могу согласиться с утверждением церкви, что до принятия христианства русский народ был темен и безграмотен. Русские мастера умели изготавливать сталь... Я не оговорился — сталь, а не только железо. Курганные находки говорят о высоком развитии других ремесел. Но беда в том, что мы неплохо знаем, что дала в этом смысле нам церковь, но еще мало — о до-церковном периоде — особенно тщательно служители христианства боролись с проявле-• ниями язычества именно в искусстве!

Вся культура была пронизана требованиями следовать церковным канонам — установлениям. Преследовался церковью и народный театр, скоморошество, не развивалась инструментальная музыка.

А главное — те, кто насаждал христианство, вовсе не собирались поощрять развитие живописи, музыки, внедрять новые культуры в земледелии, развивать архитектуру и строительное дело. Все это было побочным результатом утверждения христианства.

Корреспондент. И все-та-

ки историки говорят о прогрессивной роли новой религии. В чем же она заключалась, если говорить коротко?

Гордиенко. Короче, чем в школьных учебниках истории,

не скажешь. Христианство было прогрессивно ровно в той мере, в какой в то время был прогрессивен феодализм. В своих учениях оно полнее отражало мир, чем язычество,— не только природу, но и социальные, классовые отношения, государство... Это было тоже фантастическое, искаженное отражение действительности, но, повторю еще раз, несомненно, полнее.

Нужно четко представлять, что прогрессивная роль христианства, как и любой другой религии, исторически ограничена. И прогресс прекращается тогда, когда в обществе зарождаются новые капиталистические отношения.

Не секрет, что в послепетровскую эпоху ни один служитель официальной церкви не осудил рабство — крепостничество. Более того — церковь всячески противодействовала отмене крепостного права в России, поддерживала телесные наказания, бесправие женщин... Духовная цензура душила прогрессивную мысль, не допускала издания научных и общественных трудов, которые могли хоть как-то поколебать учения церкви. Примеров тому немало. В начале века в России не было ни одного интеллигентного человека, который бы не осудил предание церковному проклятию Льва Николаевича Толстого!

Корреспондент. Наши читатели интересуются современным положением церкви, и не только православной. Что практически означает отделение церкви от государства?

Гордиенко. Отделение церкви от государства привело к тому, что вероисповедание стало делом совести каждого. Ведь до революции церковь выполняла множество государственных функций: заключение и расторжение браков, регистрация новорожденных. Без церковного освящения нельзя было построить дом, вырыть колодец, заключить сделку. Сейчас этих обязанностей у церкви нет — они переданы государству.

Православная церковь суме

ла приспособиться к новым для нее условиям.

Мы ведь уже говорили, что, веками борясь с язычеством, церковь тем не менее не смогла его искоренить полностью. Вынужденное принимать во внимание силу народных верований, православное христианство даже ввело в церковный обряд многие языческие праздники — масленицу, например. А скольким святым русское православие переделало имена, сделало их ответственными за те земные дела, которыми раньше «ведали» языческие боги! Так римского императора Диоклетиана Георгия Победоносца, жившего в третьем веке, народная фантазия сдеЛала «святым Егорием», покровителем скотоводства, земледелия и охоты. Да и сам Иисус Христос стал «Спасом-покровителем», который, по мнению русских христиан, заботился не столько о спасении души, сколько о житейских делах прихожан. У «Спаса-за-ступника» искали поддержку в трудную минуту... Праздники, посвященные Христу на Руси, отмечались не как дань событиям земной жизни «сына бо-жия», а как повод просить благополучия для верующих, не скупящихся на жертвы ему,—

и свечку надобно поставить, и деньги на обновление храма, то есть дома, где обитает бог, внести... Типично языческое обращение с божеством: ты — мне, я — тебе.

Так менялись суровые поначалу догматы религии под влиянием народных верований.

Хочу особенно подчеркнуть, что право исповедовать любую религию — есть одно из прав советского гражданина, закрепленное Конституцией СССР.

Православная церковь сегодня активно участвует в самом массовом между народном движении — борьбе за мир и разоружение. И к этой ее роли в нашем современном обществе даже самые убежденные атеисты относятся с пониманием и уважением, потому что это совпадает с интересами всего нашего народа.

Вел беседу Л. БОГАЧУК