Юный техник 1970-10, страница 11однажды, а если точно — в 1776 году в мастерскую прославленного Джемса Уатта зашел некто Мурдок и предложил свои услуги. Уатт сказал, что работники ему не нужны. И Мурдок собрался уже уходить, когда Уатт спросил: — А что это у вас в руках? — Шайка, сэр. — Шайка! Из чего ж она сделана? — Из дерева, сэр. — Откуда она у вас? — Я выточил ее на токарном станке, сэр. — А где вы научились работать на токарне м станке? — Дома, сэр. Станок я тоже сам сделал... Мурдок не ушел из мастерской Уатта, он остался здесь на всю жизнь. Его руками были построены почти все машины и механизмы, изобретенные Уаттом и в значительной степени определившие лицо века... Предвижу возражение: «Ну и что вы этим хотите доказать? Уатта знает каждый грамотный человек, а Мурдок только исполнитель, трудившийся при отце паровой техники». Не стану осуждать юного честолюбца, позволю только заметить: лавры бывают потом, сначала дело. А чтобы дело было сделано, чтобы идея воплотилась в металле, дереве, камне или любом другом материале, нужны р у -к и. И не просто руки, а непременно умелые. Когда пятилетнему Алеше Крылову отец подарил настоящий плотницкий то порик, все тетушки были в отчаянии — искалечится ребенок. А ребенок бесстрашно сокрушал березовые чурбачки и с восторгом учился владеть своим первым инструментом. Конечно, тогда никто не мог предположить, что из мальчонки вырастет один из крупнейших судостроителей мира, академик Алексей Крылов, кстати сказать, до глубокой старости сохранивший привязанность к «простой работе». И Крылов не исключени !. Менделеев, Циолковский, Туполев — люди гениальных дарований — никогда не пренебрегали ручным трудом. Мне довелось наблюдать многих инженеров-современников в цехах разных предприятий, и я могу совершенно точно сказать: по тому, как человек дает советы, указания, распоряжения, например, слесарю-сбо щику, можно безошибочно определить, в состоянии ли он взять инструмент в руки и на практике показать, как делается та или иная операция. Из этого не следует, что инженер должен подменять сборщика. Нет. Но очевидно другое: авторитет руководителя не бывает обратно пропорциональным его рабочему уменью. И еще: машина, созданная конструктором, про шедшим высокую школу рабочего мастерства, всегда выгодно отличается от тех, что создаются «чистыми теоретиками». Если приведенные выше примеры и рассуждения убедили вас, что золотые руки (без кавычек) благо, то давайте попробуем разобраться, как же воспитать, выучить, взлелеять такие руки. Замечу сразу: есть люди, родившиеся с талантливыми руками. Это счастье подарок судьбы, как абсолютный слух музыканта, как глаз художника. Ну, а ежели судьба не побаловала? Тогда нужно начинать с того, чтобы очень, очень, очень (и еще много раз очень) захотеть. Пожалуй, это самое важное. А дальше следует тренировать, нагружать, «обрабатывать» руки. И тут, я думаю, самое главное — не хвататься за сто ремесел сразу, за тысячу проб одновременно, а строго, упорно, последовательно идти от простого к сложному. Забить гвоздь, вероятно, сумеет каждый. Один это сделает быстрее, другой чуть медленнее. Один не зацепит собственных пальцев, другой съездит разок по рукам. И надо думать, большинство людей с уверенностью скажут: «А чего такого, забить гвоздь!» Смею уверить, даже в таком простейшем деле, как забивание гвоздей, есть свои хитрости. Поглядите, только внимательно, как настоящий мастер держит молоток. Непременно за самый конец рукоятки, непременно в не напряженной кисти. А вы? Заметьте, как пользуется мастер острой стороной молотка — прихватывает гвоздь (особенно мелкий) именно этой частью, а уж потом, обернув молоток в руке, бьет противоположной тупой стороной. Положа руку на сердце, признайтесь, часто ли вы поступаете таким образом? Но ведь это далеко еще не все. Вы замечали куда направляет взгляд мастер при ударе? Всегда на шляпку гвоздя и никогда на головку молотка. А вы?.. Впрочем, я не собираюсь предлагать вашему вниманию трактат «О правильном забивании гвоздей», просто хочу убедить — даже в самом простом деле есть свои профессиональные секреты. И не надо этими секретами пренебрегать. Всем известно — делать легче, чем переделывать. И это тоже одна из особенностей настоящего мастера: он приучен работать без огрехов, а если и совершит ошибку, знает, как ее исправить и никогда не оставит огрех неисправленным. Чтобы руки вам подчинялись, чтобы служили вам, как говорится, с полной отдачей, надо, конечно, не только желать этого, не только учиться ремеслу, но еще постоянно воспитывать в себе многие черты характера. Но об этом в следующий раз. 2 «Юный техник» № 10 9
|