Костёр 1988-07, страница 44J % / И Л / < V Л V jN ч у t . ' 4 # I \ •r V V * ■ ■ 1 WW ж я . mi 4 i i !i |Li ;j •41 t ч 1 » 11 €_ i >; i r -J* . НАШ AOM i A Попался, почтенный! Халиф, нежась на мягких подушках, слушал рассказ ученого путешественника ал-Джа-хиза, который побывал у далеких кочевников с горных озер. — Если сосчитать все дни жизни киргиза, то окажется, что он сидел на спине своей лошади больше, чем на поверхности земли. — Сколько дней потребуется моим всадникам, чтобы покорить их земли? — спросил халиф. — Их невозможно победить. В одном человеке у них весь народ. Каждый киргиз в одно и то же время воин, пастух, ветеринар, охотник, скорняк, оружейник, сапожник, седельник, кузнец. Халиф усмехнулся. Он не верил ни одному слову своего гостя и ждал только удобный момент, чтобы уличить его в обмане. — Эти люди удивительные стрелки. Они привязывают на конский волос слиток серебра и на полном скаку простреливают тонкую нить из лука. — В самом деле? На полном скаку? Ай, ай, ай,— покачал головой халиф,— что же еще умеют эти дикари? — Они сложили прекрасную песню о самом знаменитом своем богатыре. Это самая длинная песня, какую я слышал. На одном празднике певцы пели ее три дня и три ночи. — Три дня и три ночи,— хмыкнул халиф,— а по какому случаю был праздник? — По случаю рождения ребенка. Киргизы очень любят детей, говорят, что дороже детей нет ничего на свете. — Дети самое дорогое? Что у них, нет золота? — поморщился халиф.— А каковы дома у этих людей? — Они делают их из шерсти овец и верблюдов. — Из шерсти овец и верблюдов?! Брови падишаха поднялись под самую чалму. Он задал еще один вопрос: — Как же кочевники пасут это сказочное стадо. Гонят его с севера восток? — Со на юг или с запада на своими стадами они кочуют сверху вниз и снизу вверх. Халиф поднял свой взор к небу с редкими облаками и торжествующе рассмеялся. — Попался, почтенный! Я наконец-то уличил тебя. Это явный обман! Кочевка по вертикали # Нет, ни в чем не обманул халифа арабский путешественник! Прежде всего о выпасе скота. Веками установились у киргизов вертикальные кочевки вверх и вниз по горам. Из географии известно, что в горах существуют зоны очень сильно отличающиеся по климату и растительности. Это обстоятельство издавна используют киргизы, меняя несколько раз в год свои сезонные пастбища. Зимуют скотоводы в защищенных от ветра лощинах и ущельях, стараясь выбирать южные склоны. Весной, когда горы покрываются зеленым ковром, стада перегоняют повыше на альпийские пастбища. Загоны со скотом и юрты, словно гнезда, прилепившиеся на склонах гор,— таков был вид кочевого киргизского селения. Шерстяной дом Теперь о юрте. Действительно, снаружи юрта из шерсти. Точнее из войлока, а войлок — это особенным образом приготовленная шерсть. Шерсть верблюдов или овец треплют, разрыхляют, отмачивают в масле, смешивают так, что получается вещество, похожее на вату. Эту «вату» расчесывают и уплотняют. Потом |