Костёр 1989-04, страница 40

Костёр 1989-04, страница 40

нырнул, просунул голову в кольцо и получил любимую ставриду. И точно так же научился приносить таргет — ту самую палочку,— мяч и другие предметы.

Саша сшил своему питомцу ошейник и, задерживая Умку на коленях с помощью рыбы, застегивал упряжь. Вначале Умка норовил сбросить надоедливый ошейник, а после ничего, привык. Котик усвоил: тому, что дает тебе рыбу, можно верить. А поверив, старался Сашу не подводить.

Стояла уже глубокая осень с пронизывающими ветрами — тренировки в открытом бассейне продолжались. Умке хоть бы что, а Саша словно не замечал холода. Домой, в Планер-ское, возвращался последний автобусом. Пассажиры спрашивали: «Вы, часом, не с рыбозавода?» Жена Полина сразу накрывала на стол. Годовалый Артемка проказничал, отводил ложку с кашей, и Саша восклицал: «Ну, Умка же!» Полина вздыхала: «Совсем заработался наш папа».

И саша вновь принимался объяснять, зачем он «связался» с котиками.

По дну Черного моря проложен магистральный газопровод. Когда его строили, длинные плети из труб опускали в море на понтонах. Десятки стальных понтонов так и остались под водой. Теперь их надо обнаружить и поднять на поверхность. К этой задаче и готовили Умку и его соседку по бассейну Матильду. Справиться с ней котик способен получше водолаза: плавает быстрее, ныряет глубже. И не нуждается в скафандре или там водолазной станции.' Все-таки он в родной стихии! Еще подучить его — будет носить акваланг, ремонтные инструменты, телекамеру... Чем не обходчик на

?

подводной трассе

Что еще важно? Котик

не

прихотлив, может подолгу находиться на суше. Так пусть поможет человеку в освоении морских просторов. Рыбакам — загонять улов в кошельковый невод. Геофизикам — отыскивать на дне кон

тейнеры с научной аппаратурой. Археологам — обследовать затонувшие суда. Нет, это не пустые фантазии!..

— Ну-ка, Умка, давай примерим,— сказал однажды Саша.

В руках у него была яркая и легкая маска, вроде карнавальной. Маска с сюрпризом при касании понтона должна выстрелить пластмассовым буйком. Над ней Саша колдовал и на работе, и дома. Как-то кормил Артемку, натягивал соску на бутылочку с молоком. Прикинул: эластичная резинка пригодится и для крепления маски. Механизм отстреливания буйка увидел... во сне. Так бывает, когда о чем-то напряженно думаешь.

Маска, склеенная из тонких листиков поролона, удалась. И на Умке сидела отлично — не зря, как в ателье, мерку снимали.

Зимой котика перевели в крытый дельфинарий и приступили к специальной подготовке. На дно бассейна положили отрезок трубы, понтон заменяла жестяная банка с камнями. Саша приучил Умку плыть вдоль трубы, как бы ее ни разворачивали. И лишь после этого надел на него маску. Умка боднул банку носом. Плавно поплыл вверх буек. Умка — за ним, проводил до поверхности воды. «Умничка,— просиял Саша.— Держи рыбу: это зарплата, а это — премия!»

...Два дня назад он впе-вые вывел Умку в море, на учебный понтон. Умка давно уже на плавал в море, таком

непривычно теплом, и был возбужден. Неужели Саша хочет отпустить его? Неизвестность будоражила и томила.

Котик выполнял те же задания, что и в бассейне. А Занин, стоя на берегу, держал его на длинном поводке. Этот-то поводок и зацепился за понтон, когда Умка догонял брошенный Сашей мяч.

Ластоногий пловец рванулся — раз, другой, обогнул понтон — поводок стал еще короче. Было отчего растеряться: кто-то вцепился в него, он в ловушке. Инстинкт подсказывал: нападай первым, но врага не видно! В испуге он закрутился вокруг понтона,. запутывая себя и Сашу. Ошалело кинулся на тренера, тот закрылся руками, но зверь, изловчившись, острыми, как бритва, резцами схватил его пониже плеча.

Занин вытянул их на берег, размотал этот живой клубок, и бедный Умка не разбирая дороги метнулся прочь — не в море, где таилась опастность, а в спасительную клетку.

Это был срыв, нелепый и неожиданный. Случалось, Умка и раньше показывал зубы. К примеру, когда Саша, опазды-

щ

вая на автобус, торопливо снимал упряжь, мог цапнуть его за нарукавник — мол, аккуратней, дружок. То было по-домашнему, по-свойски. Там, на понтоне, Саша прочел в его глазах: «Чужой».

Саша так расстроился, что его даже не пытались утешать. Да и что толку в утешениях. Сумеет он помириться с Ум-

34