Костёр 1989-05, страница 14

Костёр 1989-05, страница 14

[зедмиш тМ'Шт в©ш

Купаться И К°

Но ведь жалко озера. Если мы все озера, которые слишком сильно загрязнили, будем засыпать, то много ли их у нас останется? К тому же, материя не исчезает. И ядовитые отходы, даже засыпанные землей и торфом, все равно будут вымываться грунтовыми водами. А в нашем случае положение еще усугубляется тем, что геологи предполагают, что Дроздово имеет с Ладогой прямую подземную связь. Очень похоже, что через оба озера проходит по дну разлом, по которому грязная вода Дроздово и сейчас, возможно, невидимо для нас поступает в Ладожское озеро.

Так что вариант, который предлагали проектировщики, устраивал только тех, кто хотел поскорее отчитаться о выполненной работе. Когда ленинградская общественность узнала об этом варварском проекте, работа уже шла полным ходом. Поэтому, обсудив все недостатки проекта в Комитете защиты мира, общественные эксперты выехали на место.

Нельзя без боли ехать дорогой, ведущей к Дроздово. Сбиться с пути невозможно ржавая плеть лежащей на земле толстенной трубы указывает его. Невеселый ориентир, памятник времен борьбы за закрытие Приозерского целлюлозного завода. В те времена, чтобы успокоить общественность, руководство завода решило с помощью этой трубы

отвести стоки от Дроздово и прямиком направить в Ладогу. Хорошо, что этого не успели сделать. Однако, эта авантюра обошлась в шесть миллионов рублей. «Эх, если бы эти деньги отдать ученым!» — вздыхает один из общественных экспертов, доктор медицинских наук В. М. Бреслер. В комиссии, которая едет сейчас к озеру, немало крупных ученых из различных организаций, которые помимо своих прямых обязанностей добровольно помогают спасению природы.

Ну вот, наконец, и Дроздово возвещает о себе неприятным запахом. Пытаюсь представить, каким оно было, это озеро, обрамленное высохшими соснами и березами.

с Шея С UTttt

Машина подъезжает к перемычке, отделяющей Дроздово от Щучьего залива, который уже тоже перегородили дамбой. Она была сооружена для того, чтобы задерживать грязевые островки при спуске воды из Дроздово. Пожалуй, единственным полезным сооружением оказалась так называемая нагорная канава, охватившая озеро подковой. Эта канава предназначена для того, чтобы собирать поверхностные, и грунтовые воды и отводить их в Ладогу. Не пуская влагу в Дроздово, можно надеяться, что его уровень упадет естественным путем, без всякого во-допонижения.

После осмотра озера мнение общественной комиссии было однозначным — спускать отравленную воду Дроздово в Ладогу нельзя ни в коем случае, так же как засыпать его торфом. Озеро должно остать-

ся озером. Только как восстановить егю, вот в чем вопрос? Мнение ученых поддержал Приозерский исполком, так же как и идею решить вопрос с рекультивацией Дроздово на конкурсной основе. А что же делать с озером сейчас, ведь оно по-прежнему отравляет Ладогу?

Поэтому было решено пока законсервировать озеро и наблюдать за происходящими в нем процессами. Как это сделать? После пуска очистных сооружений города в Дроздово перестанут поступать сточные воды, а нагорная канава отрежет подземное питание озера. Таким образом Дроздово окажется в почти полной изоляции от водной системы. То есть вода в него поступать не будет. Нарушится баланс питания и расхода. При таких условиях озеро должно начать терять свою влагу. За счет испарения и подземной фильтрации озеро постепенно понизит свой уровень, обнажив находящиеся там отходы Приозерского целлюлозного завода. Изолировав озеро от Ладоги, ученые собираются не просто пассивно наблюдать, что с ним будет происходить дальше. Например, Ленинградский Центр экологической безопасности будет испытывать на озере одну из своих опытных установок по очистке воды. Институт космоаэрометодов собирается вести за Дроздово наблюдения сверху. Таким образом этот многострадальный

9