Костёр 1989-06, страница 40

Костёр 1989-06, страница 40

рожек. Скала, а на ней склоненная над разбитым кувшином девушка. Ведь это о ней — пушкинские стихи:

Урну с водой уронив,

об утес ее дева разбила. Дева печально сидит,

праздный держа черепок. Чудо! не сякнет вода,

изливаясь из урны разбитой; Дева, над вечной струей,

вечно печальна сидит.

Много раз вглядывалась Анна Ахматова в эту статую, каждый раз радуясь тому, что она видит то же, что видел и поэт: ведь он ею любовался и о ней, счастливице, написал стихи. И она тоже написала о статуе свое стихотворение. То получилось даже не просто стихотворение, а словно письмо и девушке и Пушкину, причем в этом письме даже есть капля ревности. Она завидует девушке и даже укоряет ее — ей кажется, что она не оценила пушкинской любви и, может быть, даже забыла Пушкина.

Уже кленовые листы На пруд слетают лебединый, И окровавлены кусты Неспешно зреющей рябины.

И, ослепительно стройна, Поджав незябнущие ноги, На камне северном она Сидит и смотрит на дороги.

Я чувствовала смутный страх Пред этой девушкой воспетой. Играли на ее плечах Лучи скудеющего света.

И как могла я ей простить Восторг твоей хвалы влюбленной... Смотри, ей весело грустить, Такой нарядно обнаженной.

Пушкин сопровождал Ахматову всю жизнь. Или, лучше сказать, она сопровождала его Музу всю жизнь. Со временем Ахматова стала настоящим ученым-исследователем, и крупнейшие специалисты-пушкиноведы советовались с нею. Пушкинские рукописи, варианты, черновики, письма,— все это богатство было ею изучено тщательно и досконально. Она знала все подробности даже бытовой жизни поэта. У нее было свое отношение к Наталье Николаевне, которую она, мягко говоря, недолюбливала, к сестрам жены — Екатерине и Алек-сандрине.

А преддуэльная история?

Ахматова глубоко проанализировала все ее трагические подробности. Она сделала несколько важных открытий в науке о Пушкине — в пушкинистике. Установила, например, какими источниками пользовался Пушкин, когда сочинял «Золотого петушка».

Открытия Ахматовой, ее тонкие и неожиданные наблюдения были неслучайными: за каждым

ИЗ НИ"Х большой вдумчивый

труд. А кроме того, она и сама была выдающимся поэтом. Вот почему многое из того, что она доказала в своих статьях, она сначала чисто поэтически прочувствовала, поняла сердцем.

В нашей поэзии она ближе всего стоит к Пушкину.

Ахматова гордилась даже тем, что родилась в том же веке, в каком жил Пушкин,— в девятнадцатом. Своей поэзией — гармоничной, человечной, исполненной добра и красоты, Анна Ахматова прочно связала два века: пушкинский и — наш. В этом — великое значение ее замечательного творчества.

А. ПАВЛОВСКИЕ доктор филологических наук

Рисунок А. Лямина

f