Костёр 1990-01, страница 44

Костёр 1990-01, страница 44

ла — пусть буду хоть яму копать,— все равно буду стремиться выполнить эту работу лучше всех, все равно буду первая.

— У вас за плечами три Олимпиады и множество стартов на самых различных соревнованиях. Вы завоевали около ста медалей, из них сорок золотых. Но все это, как говорится, в прошлом. И читатели «Костра» почти ничего о вас не знают. Расскажите, пожалуйста, о себе.

— Родилась и выросла на

Урале, в рабочей семье. Меня всегда окружали рабочие люди. Видела, как трудился мой отец. Видела людей, которые варили сталь. Это трудяги с мозолистыми руками и с чистыми сердцами. Вот с кого я всю жизнь беру пример.

С чего же началось восхождение на Олимп 15-летней девчушки из Златоуста? Давайте сначала поговорим с ее матерью.

— Клавдия Николаевна, вы помните первые шаги Лиды в спорте?

— А как же! Она еще, когда в школе училась, каждое лето ездила в пионерский лагерь и выигрывала там разные призы по бегу, прыжкам. В шестом классе уже была чемпионкой по лыжам. А потом уже на коньки-то встала, в классе восьмом — я уж запамятовала.

— Что ее отличало в детстве?

— У нас перед домом была высоченная гора Косотур. Так она с самого верху каталась с мальчишками на санках, на лыжах. Такая сорви-голова — ничего не боялась! Даже у мальчишек была заводилой.

— А вы с самого начала поощряли увлечение Лиды спортом?

— Сначала мы с мужем боялись, что из-за тренировок она учиться будет хуже. Она ведь с восьмого класса начала по разным соревнованиям ездить, а в девятом даже в Москву уехала. Помню, ей тогда из Москвы велосипед за победу прислали. Уж как она радовалась! Школу Лида закончила очень хорошо. Потом в Челябинский институт поступила. Мы как-то успокоились. Вот только когда она ста

ла летать то в Америку, то в Австрию, то в Японию, я за нее очень волновалась — ночи не спала...

Сама Лидия Павловна мне сказала:

— Это Урал выковал мой характер и помог подняться на Олимп.

— Но почему же он не вывел

на олимпиискии пьедестал ваших подруг из Златоуста, тысячи других мальчишек и девчонок? — спросила я. — Скажем, у человека есть талант. Но ведь надо, чтобы сложились условия, при которых талант мог бы по-настоящему раскрыться.

Лидия Скобликова:

— До сих пор я с большой признательностью и теплотой вспоминаю своего первого Учителя — с большой буквы — преподавателя физкультуры в моей родной школе в Златоусте Бориса Николаевича Мишина. Это человек удивительный. Он по-настоящему предан своему делу и сохранил эту преданность на всю жизнь. Это он привил мне любовь к спорту. Его хватало на все: и секции спортивные вести, и вечера спорта устраивать. И сейчас ходят с Мишиным ребята в туристские походы по Уралу. И сейчас он влюбляет ребятишек в спорт. Низкий ему от меня поклон.

Не могу не привести еще одно любопытное высказывание ше-

О

стикратнои олимпиискои чемпионки:

— Сейчас при наборе детей в спортивные школы олимпийского резерва я тренерам советую: ищите бойких ребят и девчат, которые легко идут через трудности. Мы пришли в большой спорт именно такими.

Меня, например, этим качествам учила... улица. В детстве я с девчонками не играла. Всегда дружила с мальчишками. Это у них, видно, я научилась бороться аа лидерство. Иногда приходилось с ними драться. Было больно, даже очень. Но терпела — с улыбкой на лице. Надо было отстаивать свою правоту в этой мальчишечьей «стае». Многим мальчишкам от меня попадало. Их родители даже маме приходили жаловаться.

Когда мы пришли в сборную

страны чемпионами своих областей, городов, мы так этим гордились, что для нас даже чемпионы страны и мира не были авторитетами. Поразительно, но мы иногда считали себя чуть ли не выше их. Тогда основной костяк сборной составляли именитые конькобежки, чемпионки мира: свердловчанка Римма Жукова, ленинградка Лидия Селихова, москвичка Софья Кондакова. Они были в команде по нескольку лет, много раз выезжали за рубеж, люди заслуженные, опытные. Они-то и стали нас учить «уму-разуму». Учили уживаться в коллективе, уважать друг друга, помогать друг другу.

дальше у нас разговор пошел «по душам»:

— Считаете ли вы себя счастливой?

Да, считаю. В спорте о

большем счастье и мечтать нельзя. Всю жизнь я занимаюсь интересным, нужным людям делом. "Родился сын — большего счастья, наверное, и не было. Недавно мы с мужем отпраздновали «серебряную» свадьбу. Где-то, по-моему у Тургенева, я прочитала: счастье — оно как здоровье, если о нем не говорят, значит, оно есть. У нас в семье о нем не принято говорить. Живем дружно. Какое еще может быть счастье? Я другого не знаю.

...Ей часто снится: вот она скользит по зеркальной глади катка и первой пересекает линию финиша... Ну а в жизни? Часто ли она катается сейчас на коньках просто так, для души?

Лидия Скобликова:

— Очень редко. И никогда не сажусь «в посадку». Быстро кататься уже не могу, а тихо не желаю...

Так в чем же «феномен Лидии Скобликовой»? Вот уже четверть века никто не может его до конца разгадать.

Какой ценой добывается олимпийское золото? Никто не возьмется это определить. Может, и не надо? Пусть останется в каждой олимпийской победе неразгаданная тайна. Недоступная никому и никогда...

Лидия БОРОДИНА, мастер спорта СССР