Костёр 1990-04, страница 33I < Андрей ЖУКОВ Рисунки Б. Аникина ¥ г f Ч ч « t М Ч л
Ч ' I I Л и > «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало б.ыть, и без Него ничто не начало быть,^то начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его». Это начало Евангелия от Иоанна из Библии читается обязательно на литургии в праздник Пасхи в каждом православном храме. В день Пасхи христиане всего мира вспоминают и славят воскресение из мертвых Иисуса Христа. Мысленно они охватывают весь путь, пройденный легендарным богочеловеком от рождения в семье бедного плотника Иосифа из Галилеи до распятия на кресте в городе Иерусалиме 14 числа весеннего месяца нисана по староеврейскому календарю. Именно в этот день отмечалась в Древней Иудее Пасха. Таким образом, праздник Пасхи еще более древний, чем события, связанные с Христом. Первые упоминания о нем уходят в глубину веков, когда кочевые племена перегоняли свои стада по просторам почти мифического Вавилонского царства. Потому и происходит название Пасха от древнееврейского слова «песах»,— означающего «прохождение». Не было для пастухов большей радости весной, когда преумножались их стада; не знали они, кого и благодарить за ягнят и жеребят, появляющихся на свет. Отсюда и пошел этот праздник, как день благословления всех жизненных сил, приносящих обновление в мир, побеждающих ненавистную разуму смерть. / Позднее, к ,огие кочевые племена, за нялись земле тем, весенний праздник Пасхи вобрал в себ 'льт благодарения небесам за то, что с них с г т солнце, согревает после зимы землю, прин дающую брошенные рукой сеятеля семена... Вот откуда обычай печь на Пасху куличи. Древнему человеку представлялось, что кулич это как солнце красное у него в праздник на |