Костёр 1990-10, страница 40МАЛЕНЬКАЯА. КАРДАНОВ Жил в прошлом веке в Испании богатый и знатный человек по фамилии Саутуола. Дон Саутуола — так величали его окрестные жители. Имение дона находилось недалеко от Аль-тамирской пещеры, и любознательный испанец не раз спускался в нее. Там находил он кости и зубы древних животных, а как-то раз наткнулся на скелет пещерного медведя. Попадались ему и обломки камней, обточенные рукой первобытного человека. Видимо, здесь когда-то была его стоянка. Однажды дон Саутуола взял с собою дочь — малолетнюю Марию. С фонарями в руках спустились они вниз, проползли по узкому каменному коридору и очутились в пещере. Пока отец отыскивал останки древних животных, девочка принялась осматривать подземелье, его стены и своды. Тусклый свет фонаря выхватывал из темноты то каменный наплыв, похожий на чью-то голову, то гигантскую сосульку, свисавшую с потолка. Мария подняла фонарь повыше и вдруг вскрикнула от неожиданности. Она увидела на потолке голову быка. Рогатую голову быка. Голова была нарисованная, поэтому девочка не испугалась, а просто очень удивилась и стала обшаривать лучом света стены и своды пещеры. То, что ей открылось, привело ее в восторг. — Папа, папа, иди скорее сюда! Здесь быки! Много быков! Встревоженный дон Саутуола бросился на крик дочери. Мария стояла посреди пещеры, держа над головой фонарь. Посмотри туда, наверх! Отец поднял голову. На низком потолке чья-то искусная рука изобразила целое стадо бизонов — древних быков. 34 Кроме них были там и кабаны, и олени, и дикие лошади. Одни животные распластались, поджав под себя ноги и повернув рогатые головы, другие замерли в напряженных позах. Вот разъяренный кабан мчится навстречу оторопевшему бизону. А в противоположном углу картины, чуть в стороне от других, застыла одинокая лань. Особенно поразил испанца один рисунок — фигура бизона с крутым, поросшим рыжей шерстью хребтом и с налитыми кровью глазами. Могучее тело его словно трепетало от напряжения. Казалось, зверь вот-вот сорвется с места и кинется, грозно выставив загнутые кверху рога. И хотя фигуры на кар- -ч ' - ••г- ?v * 9. АРЕ тине были размещены как попало, в полном беспорядке, трудно было поверить, что все это рисовал человек, живший много тысяч лет назад. Но если не он, то кто же? Вот и раковина с остатками краски. Когда об альтамирской находке узнали ученые, они подняли испанца на смех, а кое-кто даже заподозрил его в подлоге. «Мог ли дикарь, едва владеющий речью, не знавший иных орудий, кроме костяной иглы и каменного топора, создать такое искусство? — говорили они.— Не иначе, как сам испанец разрисовал пещеру или поддался на обман, приняв за древние рисунки чью-то озорную проделку». ШПкЗД t. VPfJJr •V Шг ".л Один из рисунков пещеры Алыамиры |