Костёр 1991-06, страница 38

Костёр 1991-06, страница 38

них собственное, новое понимание мира. «Если Бог создал человека по своему образу и подобию,— рассуждали они,— значит, постигать законы природы вовсе не грешно». И стали изучать анатомию и реальные пропорции человеческого тела. Открыли и законы перспективы, с помощью которой можно изображать глубину пространства. До сих пор эти открытия служат азбукой грамоты для каждого будущего художника.

«Кватроченто» — это XV век

в Италии: эпоха Возрождения в расцвете, хотя вершина «золотого века» еще впереди. В среде горожан возник новый тип человека — творца. Каждый из них мастерски владеет своим делом, гордится им, возводит его на высоту искусства. При этом едва ли не каждый сочиняет сонеты, играет на лютне, сведущ в науках или художествах. Они равно свободно работают в самых разных ви-

ков в центре длинного стола и благословляет преломленный хлеб и вино. Иуда, уже замысливший предать Христа, изображен отдельно, спиной к зрителю. Он уже принял из рук учителя кусок хлеба, понял, что Христос знает о его предательстве. Несколько позднее Леонардо да Винчи, обращаясь к теме «тайной вечери», разовьет драматический характер предательства, где каждый из апостолов по-своему отклика-

р,ах творчества: живописец чертит проект храма и руководит строительством, скульптор расписывает стены фресками и декоративные блюда...

Это признание ценности каждой человеческой личности, признание ее права на развитие всех способностей стало основой гуманизма эпохи Возрождения (от латинского слова «гуманус» — человечный). Искусство освобождается от церковных догм, и, кажется, сама религия становится более светской. Изображая библейские сцены, художники воплощали в

Одним из крупнейших живописцев XV века был Доме-нико Гирландайо (1449—1494). Гирландайо — прозвище художника, прозвали его так потому, что он придумал и ввел в моду головные украшения флорентийских женщин в виде гирлянд. Несмотря на славу ювелира, Доменико оставил это занятие и посвятил себя монументальному искусству. В 1480 году он выполнил фресковую роспись для церкви Сан Марко во Флоренции на тему «Тайная вечеря».

Христос сидит среди учени

ется на слова Христа: «один из вас предаст меня». В изображении Гирландайо все же главное — еще не психологизм, а религиозная сущность таинства утверждаемой в этот момент новозаветной Пасхи. Об этом свидетельствует тянущаяся над головами сидящих латинская надпись со словами Христа из Евангелия. Но при всей сдержанности поз и жестов участников вечери, каждый из них имеет свой характер, живо и чувственно запечатленный живописцем.

Анатолий Б А СЫРОВ

33