Костёр 1996-01, страница 23

Костёр 1996-01, страница 23

0€.

w/tf/й.,

ТТ.

Как трудно бывает оторвать взгляд от яркой игрушки или от сверкающего украшения, как мечтается подержать их в руках, а уж взяв — так не хочется с ними расставаться... Оказывается, душевные треволнения по поводу манящих к себе предметов испытывает не только человек — подобная страсть свойственна и нашим братьям меньшим. Этим избирательным интересом к блестящим вещицам в первую очередь отличаются птицы. В заметках доктора биологических наук СЕРГЕЕВА Б. Ф. как раз и описывается это «птичье» пристрастие.

7

Мои друзья в начале прошлого лета взяли из гнезда и воспитали осиротевшего вороненка. Пока Буранчик был маленьким, это было очаровательное существо. Однако птицы взрослеют быстро, и Буранчик скоро превратился в настоящий буран, в такого шкоду, что когда хозяева уходили на работу, его одного в пустой квартире оставлять было рискованно. Пришлось Буранчика выселять на лоджию. В клетку его не запирали, и подросший проказник свободно летал по всему кварталу, но к тому времени, когда хозяева должны были вернуться домой, уже сидел на своей жердочке и с нетерпением дожидался, когда с форточки снимут решетку и впустят озорника в квартиру.

В сентябре, когда дачный сезон окончился и дети пошли в школу, появилось время, чтобы на лоджии, куда на лето были вынесены зимние вещи, вроде детских санок и лыж, навести порядок. Вот тут-то и обнаружилось, что, оставаясь один, Буранчик попусту время не тратил. За лето он успел собрать большую коллекцию блестящих предметов, в числе которых оказалось 11 металлических пробок-крышечек от пивных бутылок, две пустые пачки из-под сигарет, большая женская серьга, множество кусочков фольги — оберток от шоколадных конфет, несколько пуговиц, шесть новеньких гвоздей и много монет — где он их столько насобирал?

Наиболее ценными экспонатами коллекции были две серебряные чайные ложки. Одну Буранчик стащил у своих же хозяев, а другую, как выяснилось, похитил у соседей, живущих на несколько этажей выше. Самое интересное, что воришка сортировал свое имущество, а не рассовывал его куда попало. Кусочки фольги он бросал под санки, крышечки от пивных бутылок были сложены в дальнем углу лоджии, а монеты — в пустые горшки из-под цветов.

■Не ЗоР/

Некоторые животные не ограничиваются блестящими предметами, а любят затевать с людьми игры, утаскивая все, что им под силу унести. Несколько лет назад у меня жила ручная сорока. Если бы не ее пристрастие к чужим вещамг это была бы вполне милая птица. К сожалению, безобидные кражи являлись главной целью ее жизни и любимым развлечением. Ее занимали не те предметы, которые ей удавалось утащить, а сам процесс хищения, причем, чем труднее было стянуть какую-нибудь вещицу, тем заманчивее ей казалось ее умыкнуть и спрятать. Оставаясь дома одна, птица вела себя безукоризненно, а таскала вещи только у нас из-под носа, когда вечером все собирались дома. Сороку интересовали не те предметы, которые подолгу лежали без употребления у всех на виду, а только то, чем мы постоянно пользовались. Особенно ее привлекали такие предметы как очки, ключи от квартиры, губная помада, женские ручные часики, пропажу которых замечали быстрее всего и сразу же предпринимали грандиозные поиски. Отыскать их было нелегко. Умная сорока прятала их в самых неожиданных местах: на шкафах и под шкафами, на люстрах и за картинами, засовывала под собачью лежанку, под коврик в прихожей...

Чем труднее было изъять какой-нибудь предмет, тем обладание им казалось заманчивее. Сороку не привлекали ложки, лежащие на обеденном столе, гораздо интереснее было утащить ложку из мойки, когда кто-нибудь мыл посуду. Особое удовольствие она получала, разбойничая у меня в кабинете. Когда я работаю за письменным столом, передо мною всегда лежат несколько шариковых ручек со стержнями разных цветов. Так вот, сороку они не прельщали. Она тихонько сидела на спинке моего кресла, ничем не выдавая своего присутствия, и терпеливо ждала, когда я на минутку положу перо, которым писал. Сорока немедленно его утаскивала, но проделывала это так ловко, что застукать ее на месте преступления почти никогда не удавалось.

Игрой с блестящими предметами забавляются не только пернатые, но и многие животные. А некоторые из них занимаются самым настоящим коллекционированием и даже... обменом. Но об этом — в следующем номере «Костра».

Рисунки Т. ПАНКЕВИЧ