Пионер 1956-03, страница 64

Пионер 1956-03, страница 64

Мо гу чu е пом ощ

«Леса...» «Коза...» Мы и слова-то эти начинаем забывать. Тут речь, конечно, не о тех лесах, которые шумят зелёными вершинами, украшая землю, и не о тех козах, которые дают молоко. Тут идёт речь о «лесах» и «козе», без которых в прежнее время не обходилась ни одна стройка.

Здание, бывало, растёт потихоньку, его и не видно, а кругом топорщатся со все стороны брёвна и горбыли, кое-как связанные толстой проволокой, сбитые огромными гвоздями и железными скобами. В переплётах брёвен и горбылей снизу доверху, змейкой, тянется дощатая тропинка. И по этой крутой тропинке вереницей, один за другим, как муравьи, спешат сотни людей, кверху,— согнувшись под тяжестью непомерного груза, вниз — с пустыми «козами».

«Козой» называли приспособление для носки кирпича, а людей, которые его носили, звали «козоносами».

Были силачи среди козоносов. У великого русского поэта Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо» описан такой козонос-богатырь, который четырнадцать пудов внёс на леса. Внёс и надорвался. Таких, что по четырнадцать пудов носили, было, конечно, немного, а вот таких, которые надрывались на этой тяжёлой, неблагодарной работе, — таких было множество.

И всё-таки, как ни спешили люди, как ни надрывались, дело на стройках шло медленно. И не мудрено, что большие дома строились десятилетиями.

А нам некогда по десять лет ждать, пока вырастет дом. По плану шестой пятилетки нам нужно построить десятки новых электростанций, сотни новых заводов, тысячи новых жилых домов. И дома нам нужны не те, что прежде. Нам нужны дома повыше, побольше, попросторнее.

Великая стройка идёт по всей стране. На большой стройке каждый человек на счету. Носить кирпичи на себе нам некогда, да и не к чему. Мы давно расстались с «козой», а рабский труд козоноса поручили машине.

Сейчас на большой стройке козоносов нет. Дом растёт без лесов. Людей почти не видно, а рядом с растущим домом ходит ро рельсам, заменяя сотни козоносов, высокий башенный кран. Длинной стальной рукой — стрелой — он подаёт, куда нужно, сразу тысячи килограммов кирпича, раствора и других материалов. Так и стройка идёт быстрее и руки у людей свободнее. Один человек без труда управляет строительным башенным краном.

Был ещё один важный инструмент — тачка, Без неё не обходилось почти ни одно дело.

На тачке возить грузы тоже не легко: тут нужны и сила и сноровка. По шатким доскам бежали люди, толкая перед собой тяжёлые тачки, возили песок и известь на стройке, уголь для котлов — на заводе, шихту — на домне...

Теперь и тачку начинают забывать. На домнах, на заводах — там рельсовые и подвесные дороги доставляют грузы, а на стройках, на складах — всюду, где нужно перебросить сыпучие и мелкие грузы, давно работают ленточные транспортёры.

Транспортёр—'Нехитрая машина: рама, ролики, бесконечная лента да

58