Пионер 1956-07, страница 68

Пионер 1956-07, страница 68

гравюру. Некоторые мельницы работают и до сих пор, невзирая на солидный возраст.

Мы зашли посмотреть на одну из них, к мельнику-мукомолу Адриану Беркхауту; весь его род, начиная ещё с прадеда, занимался мельничным делом. Мельник свёл нас наверх, поближе к крыльям, на окруживший мельницу балкон, показал оттуда красивую панораму города и посоветовал пойти в район Кримп, где в 1697 году жил наш соотечественник плотник Пётр Михайлов.

Я думаю, ребята, что вы уже вспомнили: под этим именем явился в Голландию учиться кораблестроению царь Пётр Великий. Голландцы очень заботливо сохраняют в Заандаме домик, где жил царь. Они покрыли его каменным футляром, так как однажды он сильно пострадал от очередного наводнения. Каморка кузнеца Геррита Киста, которую снимал для жилья Пётр, сохранилась и в наши дни очень хорошо. Старик-сторож показал нам некоторые личные вещи царя — большой ларь, где помещалась постель, его посуду, мебель. На стене висит портрет, изображающий Петра в том костюме заандам-ского рабочего, который он тогда здесь носил: белые холщовые штаны и красная фризовая куртка. Голландские гиды и теперь с увлечением рассказывают о разнообразных технических познаниях Петра.

Когда он приехал в Голландию, он уже знал четырнадцать ремёсел и был как дома и в любой мастерской и на любой фабрике, которые он часто и внимательно осматривал. Очень многое он умел делать сам, любил ручной труд и часто мастерил мебель и другие предметы обихода. Изучение корабельного мастерства особенно его увлекало. Ведь он хотел сделать Россию морской державой. На памятнике Петру, который стоит в центре Заандама, он так и изображён — юношей с топором, на верфи, за постройкой ботика...

Таких старинных городков, как Заандам, в Голландии немало. Очень красив Гаарлем — родина великого портретиста Франса Гальса и знаменитого голландского пейзажиста Якоба Рейсдаля. Гаарлем славится своим чудесным цветоводством: в его садах, оранжереях, на полях растёт великое множество разнообразных тюльпанов (в Голландии существует около шести тысяч сортов тюльпановых луковиц), которые прославили местных садоводов во всём мире.

Мы побывали и в городе Арнеме. В 1944 году от этого цветущего, красивого города осталось всего сто сорок пять целых домов. Погибло старинное здание ратуши, немецкими танками был разбит городской музей, школы, рабочие посёлки. Теперь город Арнем восстановлен, но повсюду на дорогах тут видны многочисленные военные кладбища со скромными, серыми, как солдатская одежда, надгробиями... Надпись на строгом солдатском памятнике гласит: «Остаюсь до гроба верным родине!»

Нет семьи, где забыли бы горе и несчастья войны, В годы фашистской неволи больше чем полмиллиона голландцев засадили в тюрьмы и лагеря, пятьсот пятьдесят тысяч людей угнали на работы в Германию, а сколько погибло в застенках!

Всё это надолго запомнил голландский народ. Ежегодно 4 мая здесь отмечается как общий день траура всей Голландии по героям и жертвам последней войны. Целое шествие, колонны людей во всех городах собираются, чтобы вместе пойти на солдатские кладбища, на пустыри, где расстреливали фашисты партизан, на безымянные братские могилы.

Я вспомнила московскую школу имени Зои Космодемьянской, когда вошла в этот день в голландский лицей в Гааге. Не забывают и здесь, в лицее имени Гуго Гроция (знаменитого юриста XVII ве-

66

Пётр I в юности учился кораблестроению в Голландии. В городе Заандаме стоит памятник царю-плотнику.

ка), своих молодых героев. В большом школьном зале висит белая мраморная доска. На ней начертаны имена учеников, сражавшихся и погибших за родину. В этом гордом и скорбном списке одни юные: девушки-партизанки, молодые солдаты... С волнением вспоминают о них учителя и дети.

— Мне не забыть их до конца жизни! — сказал старый учитель с седой головой.

Ежегодно в майские дни, когда на улицах Голландии цветущая весна, перед этой мраморной доской с надписью, звучащей как завещание: «Наша слава— ваше будущее, за которое мы воевали и гибли!»,— в томящей душу тишине собирается вся школа. Дети приносят цветы, букеты, венки, и скоро зал преображается в чудесное голландское поле тюльпанов и гиацинтов, которые, как и все их земляки, так любили погибшие.

Старой школы, где учились прежде юные герои, уже нет. Когда немцы строили в Голландии Атлантический вал, они разрушили три тысячи зданий. Снесли тогда и школу. Теперь вместо разрушенного построили новое красивое здание, где ничто не напоминает о горьком прошлом, кроме этой белой мраморной доски и печальных рассказов старых учителей о своих погибших воспитанниках.

Удивительный памятник одному из героев последней войны мне довелось увидеть в Гааге. Офицер Жорж Мадуро был смелым, самоотверженным бойцом в трудные для Голландии дни фашистского вторжения. Он храбро сражался и убил двадцать пять немецких парашютистов до того, как его захватили в плен и заключили в концентрационный лагерь, где

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Не забывайте нас,пионеров - героев

Близкие к этой страницы