Пионер 1959-08, страница 48В ста,туе-«муляже» пет ни капли творческого воображения. И я бы не посоветовал украшать ею ни сад, ни комнату... — Ну, знаешь, на первых порах ребятам, пожалуй, трудновато будет отличить настоящую художественную вещь от подделки,—• говорит дочь В л ад и ми р а Андреевич а, работающая в цветнике. — Разумеется, художественный вкус вырабатывается не сразу. И здесь одни объяснения мало помогут. Нужно постепенно воспитывать свой глазт Пусть ребята почаще бывают на выставках, в музеях. Пусть внимательно рассматривают творения пастояТцих художников: скульптуру, живопись, главное, живопись. Тогда они постепенно и в прикладном искусстве научатся разбираться. — Простите, Владимир Андреевич, но какая же связь между живописью и прикладным искусством? Что общего между картинами больших мастеров и, ну, скажем, разными там статуэтками, мебелью, одеждой?.. — Как это «какая связь»?! Да самая прямая! Всегда, в эпохи, когда искусство было развито, живопись влияла на прикладное искусство. Художник, так сказать, задавал тон, он был родоначальником определенного стиля. И, следуя за художником, краснодеревщик делал мебель, портной придумывал модели одежды. Но это—начало другого, большого разговора. Вернемся к нашей теме. Да, ребятам нужно почаще и поглубже знакомиться с подлинными произведени ями искусства. И народное, искусство нужно лучше знать! Вот ведь ребята, живущие па Украине, в Средней Азии, в Прибалтике,— с какими чудесными вещами они встречаются ежедневно! Скажем, народный орнамент—сколько тут воображения, вкуса, какие краски чудесные! Человек, воспитанный на настоящем народном искусстве, никогда не поставит в сад или в комнату бездарную, безвкусную вещь. Да ведь необязательно покупать в магазине вазу или статую. .Можно ведь и самим их сделать: почти в каждой нашей школе есть свои талантливые скулкптс ры, художники. Ничего, если их работы еще несовершенны, зато это свое! И тут не нужно бояться фантазии, воображения. Смотрите, как интересно, выразительно, смело рисуют и лепят малыши! Конечно, они не знают перспективы и других законов, которые нужно знать. Но законы законами. а воображения в себе убивать не надо. Посмотрите опять-таки на народное искусство — какие смелые творения подчас создают безымянные художники! — Владимир Андреевич, вы сказали вначале, что перед ребятами при украшении сада или дома две задачи. Одна—выбрать хорошую вещь... А другая?.. — Другая — найти ей место. Это ведь тоже очень важно. Знаете, как проигрывает даже прекрасный памятник, если его неудачно поставили? При выборе места все нужно учесть: и смысл изображенного, и форму, 44 |