Пионер 1959-08, страница 47

Пионер 1959-08, страница 47

' С художником Владимиром Андреевичем Фаворским мы беседовали в саду. Соседи, друзья, домочадцы художника, заходившие сюда, невольно вступали в разговор; дочка Владимира Андреевича, тоже художница, работая в цветнике, время от времени вставляла слово... Даже деревья, даже тюльпаны, красные чашечки которых так весело выделялись на сочной зелени, принимали посильное участие в беседе: не они ли напомнили Фаворскому тот школьный сад, куда его недавно зазвали пионеры?

* * *

— Очень хороший сад. Отличный. Все там 'есть: яблони, вишни, цветы великолепные. Все насадили ребята. Красивый сад. А мог бы стать еще лучше, если бы...

: — Если бы, Владимир Андреевич?..

1 — Но ведь в саду могут быть не только цветы и деревья. Есть еще вещи, способные подчеркнуть, усилить его красоту. Скажем, ограда... Самый простой забор можно сделать очень красивым, живописным. И хорошо бы поставить в саду вазы, статуи,— словом, внести декоративный элемент...

Тут кто-то из вошедших заметил, что иная статуя не только не украсит сада, но может даже испортить впечатление.

— Случается,— согласился художник и улыбнулся в бороду.— Тут перед ребятами нелегкая задача. Две даже. Во-первых, выбрать хорошую вещь, в самом деле художественную, чтобы она выдержала соседство с деревьями и цветами.

— А какую же вещь можно назвать художественной? Как это определить?

— Ну, конечно, в двух словах этого не объяснишь. Например, статуя... У пас иной раз пе только ребята — и взрослые даже,

желая похвалить статую, говорят: «Совсем как живая». Похвала ли это?

Если речь идет о буквальном, чисто внешнем сходстве с оригиналом, то ничего лестного в таких словах нет. Скажем, иная статуя пионера может издали показаться живым мальчиком. А вглядишься в нее — и остается пренеприятное впечатление. Нос, как у живого, руки и ноги, как у живого, а настоящей жизни-то и нет. Художник точно скопировал то, что видел, а биения жизни, ее музыки не смог передать. Муляжи—слепки овощей, фруктов, которые в витринах иногда выставляют,— тоже очень «правдоподобны», чучело тоже похоже па живое существо. А что в них' художественного?

Нет, искусство не копирует жизнь. Оно так же, как и наука, познает жизнь и преображает ее. Наблюдая жизнь, художник отбирает самое характерное и воплощает его так, как это ему одному свойственно. В настоящем художественном произведении непременно сказываются особенности художника. Если бы искусство заключалось только в рабском подражании жизни, то не было бы у нас разных художников, все бы рисовали и лепили одинаково...

43