Пионер 1968-01, страница 12

Пионер 1968-01, страница 12

Александр Александрович Блок.

1907 год.

Язык наш мы все знаем с самого детства, и нет ничего для нас удивительного в том, что все мы понимаем значение слов, умеем складывать из отдельных слов фразы, пишем, разговариваем, читаем. Удивительное начинается тогда, когда из этих же общеизвестных слов кто-то другой, сложив их так, как это ему одному кажется правильным и нужным, создает вдруг такие картины, которые потом поражают многих людей, запоминаются, стоят в воздухе перед глазами.

Бот, смотрите, слова. Я даю их вам вразнобой. «Карманный нож. Пылинка. Случайно. Мир. Дальние страны...»

А вот вам стихотворная строфа из стихотворения, которое написано прекрасным русским поэтом Александром Александровичем Блоком 6 февраля 1914 года:

Случайно на ноже карманном Найди пылинку дальних стран — И мир опять предстанет странным, Закутанным в цветной туман!

С. АРТАМОНОВ

из ранней лирики Блока, придет время, откроются и многим из вас, ребята, это неизбежно. Блоком «заболевают» все, кто умеет любить стихи, все подпадают под его магическое влияние, и навсегда уже Александр Блок остается с ними, как Родина, как близкий, понятный человек.

Родился Александр Блок в родовитой дворянской семье в 1880 году, умер он в 1921-м, когда ему едва перевалило за сорок, так рано оборвалась его талантливая, освещенная ярким внутренним светом жизнь, но сделать поэт успел поразительно много. Начав стихами, сотканными из того же зыбкого материала, что и сны и грезы, относящиеся к земной жизни не более, чем перистые облака, Блок кончил «Скифами» и «Двенадцатью», поразительными по силе, ясности и глубине. Ни до него, ни после уже никому не дано было так почувствовать и так выразить саму душу Революции и революционной России, ее ветер, ее музыку, ее непримиримую ненависть и любовь.

А сразу понять и принять Революцию, шагнуть вместе с восставшим народом вперед, в неведомое многим, даже очень умным и талантливым людям в России оказалось не под силу, и в конце концов они очутились далеко от Родины.

Но с Блоком такого и не могло случиться, — всю свою жизнь он вглядывался в родную страну, слушал ее не всем внятные голоса и писал о России с силою пушкинской и гоголевской, а выше этих мы еще не знаем примеров!

О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь!

Или:

И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль...

Это замечательно красиво, нежно и звонко. И это удивительно верно сказано. Четверостишие тут же, просто незамедлительно отправляет нас в мир мечтаний о странствиях и путешествиях. Один человек обрадуется этим словам, как находке, другой человек станет грустить о несбыточности этой сладкой мечты. Но что же случилось, что произошло? Прочитаны всего четыре строки из Блока — всего четыре строки! А ведь у Блока тома и тома стихов, пронзительные поэмы, сильные и глубокие статьи, необыкновенные пьесы — целый театральный мир. В один только стихотворный цикл «Стихи о Прекрасной даме» входит более восьмисот стихотворений. Нежная певучесть этих стихов завораживает, как волшебный сон.

«Прекрасная дама» грез и мечтаний, чистый и нежный рыцарь, с любовью и верностью служащий ей,— эти сказочные и легендарные образы

Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль...

Это из стихов «На поле Куликовом», и отдаленно, конечно, это похоже на предчувствие степной конницы времен гражданской войны, когда старая Россия перерождалась в новую, неслыханную и невиданную.

Блок был пророком, от стихов его веет таинственностью провидца, глядящего сквозь времена. Удивительный дар, которым владеют лишь немногие из людей!

Есть предание о том, как в канун Куликовской битвы была над станом русских великая тишина — страшная тишина. И тогда приник ухом к земле воевода Боброк, приник и заплакал... Заплакал мужественный воин, который потом, в решающий миг, вылетит из засады и полком своим расстроит ряды татар.

0