Пионер 1988-01, страница 35

Пионер 1988-01, страница 35

КРУГОСВЕТНОЕ

ПУТЕШЕСТВИЕ

«ПИОНЕРА»

Долгим и трудным был путь народа Кампучии к свободе. Изгнав французских колонизаторов и отстояв свою родину от нашествия американских интервентов, он был вынужден вести борьбу против реакционного режима Пол Пота, который, прикрываясь левыми фразами, проводил политику физического истребления собственного народа.

Подлинное освобождение пришло 7 января 1979 года, когда патриоты под руководством Единого фронта национального спасения Кампучии свергли Пол Пота и его приспешников

По улицам слона водили

Крупный и медлительный, слон степенно вышагивал по набережной пномпеньского пригорода Руссей Кео и, казалось, не обращал никакого внимания на восторженные возгласы многочисленной детворы и на проезжавших мимо юрких велорикш: а уж низкорослые кампучийские лошадки, тянущие из последних сил доверху груженные ананасами повозки, сами сторонились мудрого гиганта.

У рынка, на самом берегу реки Тонлесап, слон остановился Вернее, остановил его хозяин, веселый и жизнерадостный молодой парень. Слон опустился на передние ноги, и Кун, так звали хозяина, соскочив на асфальт, стал трубить в рог. В одно мгновение вокруг собралась большая толпа детей и взрослых.

Принесли два ведра воды. Кун затрубил в рог, слон набрал воды в хобот и стал обрызгивать ею собравшихся на набережной. Взрослые расступились и начали пропускать, а то и выталкивать вперед детей. А самых маленьких выносили на руках и подставляли под «дождик» из слоновьего хобота.

— Слон «лечит»,— пояснили мне эту довольно странную процедуру.

С незапамятных времен из поколения в поколение передавались предания о целительной силе, даруемой крестьянам лесными гигантами.

Внешне все это смахивало на цирковой аттракцион, как и другие сценки, которые мне приходилось наблюдать позже в разных местах. Несколько мужчин демонстрировали окружившей их толпе различные, как мне казалось тогда, фокусы и трюки. Сухонький человек небольшого роста, с не

обычно звонким голосом, быстро что-то приговаривал, обращаясь к зрителям, показывал какие-то коробочки, потом брал в руки копье, давал потрогать стоящим в первом ряду его стальной наконечник, и, после того как раздавались звуки барабана, помогавший ему юноша упирался бамбуковым древком копья в землю, а «фокусник» бросался на копье так, что оно, казалось бы, должно неминуемо пронзить его горло. Толпа замирала и ахала, а потом раздавался восторженный гул, потому что копье, упершись в напрягшуюся шею, не только не пронзало ее, но даже не оставляло капелек крови на месте «укола». Толпа продолжала восторженно гудеть, а уже начинался другой номер, опять демонстрировались какие-то пузырьки с жидкостями, коробочки с кореньями, и «фокуснию глотал... огонь.

Но это не были цирковые представления, а, как объяснили мне, группа энтузиастов наглядно показывала средства народной медицины, их свойства и возможности

К моменту избавления Кампучии от ига полпо-товской тирании врачебная помощь в стране практически отсутствовала. Было уничтожено все, что так или иначе связано с медициной. Поэтому-то резко возрос интерес к ее народным истокам.

Когда я рассказал декану медицинского факультета Пномпеньского университета доктору Ми Самеди о «врачующем слоне», он рассмеялся: «Люди всегда верят в лучшее, они хотят быть здоровыми и веселыми, а у нас еще немало больных. Конечно, сейчас положение улучшилось. В Пномпене работает несколько госпиталей, сотни медицинских пунктов открыты по всей стране, и все же мы по-прежнему испытываем трудности с медикаментами, не хватает квалифицированных врачей и медсестер Ведь мы начинали практиче-

®