Пионер 1988-08, страница 23

Пионер 1988-08, страница 23

Слева направо: Валентин Герасимович Григорьев, Вероника Александров на Арханге^гьская (Иванова), Наталья Яковлевна Черняк, Наталья Владимировна Коридалина, Зоя Васшъевна Киелова

(Мурашова).

А вот рядом с Иваном Дмитриевичем сидит Наташа Черняк. в чьей судьбе эта фотография через сорок три года сыграла роль ««визитной карточки»...

Во время войны Наташа ушла добровольцем в Красную Армию. стала военной радисткой. После Победы закончила Московский университет, работала в одном из институтов Академии наук СССР.

Как-то Наталья Яковлевна узнала, что в Институте океанологии готовится очередная научная экспедиция на судне •Витязь» в районы Охотского моря, а затем Тихого океана. А надо сказать, что была у Натальи Яковлевны с детских лет мечта — попутешествовать по морю. И решила она эту мечту осуществить. Взяла фотографию. пришла к Ивану Дмитриевичу. Так произошла вторая встреча. По просьбе Ивана Дмитриевича Наталью Яковлевну включили в научный состав экспедиции. Больше двух месяцев посчастливилось Черняк провести в море.

А Иван Дмитриевич— каким он был человеком?

К кому тянулись люди, с кого хотели брать пример?

Можно перечислить его награды, посты, которые занимал, кратко изложить этапы яркой жизни. Но все же для сегодняшнего разговора мы выбрали анкету, на которую Папанин ответил. Ведь анкета— четкая правдивая характеристика человека (дается в сокращении).

«Любимое занятие (хобби; коллекция; отношение к охоте и рыбной ловле).— Чтение.

Раньше, когда позволяло здоровье, увлекался рыбной ловлей, был страстным охотником. 8 экспедициях, зная мою меткость в стрельбе, мне поручали охоту на медведя. Осуждаю хищническое истребление животных и приветствую решения правительства об охране природы.

Любимый герой.— Космонавт Андриян Николаев.

Любимые книги.— «Железный поток» Серафимовича, «Цемент» Гладкова, «Молодая гвардия» Фадеева, «Как закалялась сталь» Николая Островского.

Любимый писатель.— Мой

товарищ по гражданской войне Всеволод Вишневский.

Любимый путешественник.— Фритьоф Нансен.

Отличительная черта.— Энергичность. Не признаю вялых, тяжелодумов. Люблю, чтобы все решалось быстро, конкретно, по-деловому.

Что может рассердить.— Невыполненные обещания.

Недостаток, который внушает наибольшее отвращение.— Пьянство, так как пьяница теряет человеческий облик и становится животным, способным на подлость и преступление.

Ваш идеал человека.— Конечно же, Ленин.

Самый значительный день Вашей жизни.— 21 мая 1937 года — день высадки на Северный полюс».

Сумерки. Лампа. Семейный альбом. Фотография 1938 года...

О тридцатых годах сегодня много пишут, многое узнают.

Тридцатые— это победы и поражения. Радость и слезы. Фигуры и толпы. Великие начала и трагические концы. Это свет и тень. Тень и свет.

Но вот что удивительно: когда смотришь на фотографии того времени, читаешь письма того времени — жизнь представляется только на взлете, только на ликующем выдохе «Ура!», жизнь страны ощущается в одном, созидательном движении.

В тридцатые годы в нашей стране жили ликующие люди. Каждое дело — большое или малое — находило отклик в их сердцах. Новые города, перелеты через Северный полюс, рекордные надои молока от колхозных коров, фильмы, в которых снимались несравненные Любовь Орлова, Вера Марецкая, джаз Леонида Утесова— все-все воспринималось одновременно и как легенда, и как свое, близкое. Жизнь страны была личной жизнью каждого. Может быть, поэтому на фотографиях тридцатых— чистые лица, ясные улыбки, честные глаза?

Но ведь было же и другое — Сталин, репрессии, страх...

Свет и тень — они неразделимы, рядом. Они требуют знаний, неспешных размышлений, умного анализа и патриотического интереса. Правда, это тема уже для иного разговора, более вдумчивого, серьезного.

...Сумерки. Лампа. Семейный альбом.

Семейные альбомы — это история. История семьи, страны. Наша с вами история.

И. АНДРИАНОВА.

Ф

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Анкета по пионерам

Близкие к этой страницы