Пионер 1988-08, страница 22

Пионер 1988-08, страница 22

СЕМЕРО СМЕЛЫХ

Сумерки. Лампа. Семейный альбом. Фотография из семейного альбома. Она — взгляд на время как бы через микроскоп.

Эта фотография 1938 года. В центре ее — Иван Дмитриевич Папанин. Что, читатель, имя кольнуло? Донесло из памяти далекое слово: «По-бе-да!..»?

...1937 год. 21 мая. Флагманский самолет Михаила Водопьянова уносил на Северный полюс первую высокоширотную экспедицию: И. Д. Папанина, Э. Т. Кренкеля. П. П. Ширшова. Е. К. Федорова...

Вот она— льдина, среди тысяч других льдин,— на которой жить, работать...

Начало июня. Необходимые грузы доставлены зимовщикам полностью. Прибыл «главный груз» — пес Веселый...

Начало научных исследований. Несколько раз измеряли дно Ледовитого океана: самый глубокий замер—4290 метров...

Первое научное открытие — на большой глубине обнаружена теплая вода из Атлантического океана...

Первая радость— чайка над станцией. Значит, на Северном полюсе тоже есть жизнь!..

Позади девять месяцев рей

да. Льдина преодолела две тысячи пятьсот километров, искрошилась, превратилась в обломок длиной 300 и шириной 200 метров. Папанинцы просят помощи...

Ледоколы «Мурман» и «Таймыр» пробиваются к зимовщикам...

А 17 марта 1938 года праздничная Москва встречала героев. На улицах порхали листовки с поздравлениями, музыка, смех, каждый попросту подходил к каждому, хлопал по плечу: «Папанинцы— представляешь? Молодцы!»

Среди тех, кто высыпал на улицы, был шестой «А» класс средней школы № 477. Хорошо делить радость со всем городом, страной, народом!

А кто только не хотел увидеть в те дни папанинцев, пожать им руки, посмотреть в глаза, задать единственный, самый главный вопрос: «Ну, как там, на Северном полюсе?» Кто только не хотел познакомиться с САМИМ Папаниным!

Прошло всего два дня после счастливого возвращения, Иван Дмитриевич отдыхал и никого не принимал. Но в дверь его квартиры в Большом Козловском переупке, недалеко от Красных ворот, позвонили, а за дверью стояли шесть пионеров и их старший пионервожатый. И Папанин не устоял, распахнул дверь: «Проходите, ребята!» За счастливчиками «просочились» два фотокорреспондента, уже давно караулившие на лестничной площадке.

Вот так и появилась эта фотография.

Кто же эти семеро, которым так несказанно повезло? Они были отличниками, активистами класса. «Вот,— скажет читатель,— этим повезло, а другие что, рыжие?» Нет, не рыжие. Другие сами послали активистов на встречу с легендарным Папаниным. Они же заслужили, они же — представители класса...

Как сложились судьбы шестиклассников? Тех, на кого упал свет славы одного из первых советских героев и кого мы видим сейчас на второй фотографии?

Жизнь Вали Григорьева (слева от Папанина) была связана с морем, кораблями. Он окончил Военно-морское училище, служил штурманом на Балтике во время войны, в послевоенные годы был военным атташе в Италии и Дании. Вышел в отставку в звании капитана первого ранга.

Море стало судьбой и Измаила Полторжицкого: он служил на Дальнем Востоке, воевал с японскими милитаристами. Сейчас — начальник штаба гражданской обороны одного из предприятий Москвы.

Около Вали Григорьева старший пионервожатый школы № 477 г. Москвы — Алексей Кацнельсон.

Вероника Иванова (первая справа от Папанина) стала архитектором. Наташа Коридалина (рядом с ней) — пианисткой, объехапа полсвета, Зоя Мурашова (возле Наташи Корида-линой) работала чертежником-конструктором, сейчас на пенсии.

Судьбы ребят— это судьба страны.

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Картинки пионер вожатых
  2. Папанин

Близкие к этой страницы