Пионер 1988-11, страница 13

Пионер 1988-11, страница 13

взгляд

реть: а как живут наши соседи, чему можно поучиться у них? Вот, например, у польских харцеров заведено: у каждого отряда есть свой вожатый — студент, рабочий, врач, инженер.., который любит харцерство, и готов ему помогать не ради денег, а ради идеи. Нет отряда, где не было бы своего вожатого. Но к учителям, которые хотят быть вожатыми-харцерами, относятся с большой осмотрительностью: далеко не каждый учитель может так перевоплощаться — от сурового школьного наставника до старшего друга и брата. Да и самим ребятам трудно: пять минут назад этот грозный человек им ставил двойки, а сейчас зовет петь песни у костра или играть в веселую игру.

В эти дни вы обсуждаете на сборе, какой быть пионерской организации в будущем. А ведь будущее пионерии на самом деле зависит от вас. Захотите вы через 2—3—4 года прийти в пионерские отряды вожатыми, продолжая учиться в техникумах и институтах, работая на заводах и фабриках? Захотите выделить из свободного личного времени хотя бы вечер в неделю и посвятить его пионерии?

Если вы сделаете это, вы, пионеры-активисты перестройки 1988 года, то за нашу пионерскую организацию можно быть спокойным.

М. МАТВЕЕВА, редактор отдела коммунистического воспитания журнала «Пионер».

...на нашу страсть к канцеляризмам.

Оловянные солдатики

Возможно, вам моя позиция покажется излишне категоричной, пристрастной, но на сборе, как локти из драной рубашки, вылезли наши самые главные недостатки — тяга к обюрокрачиванию всего и вся и неумение формулировать свои мысли просто.

Вот бегает нормальный, симпатичный паренек 12 лет от роду, купается в море, загорает на артековском пляже— сейчас он просто Петя Иванов, ученик 5-го класса. Но вдруг, словно гром средь ясного неба, голос старшего пионервожатого: все — на заседание тематического центра! И гут с Петей происходят разительные перемены: он уже внутренне застегнулся на двадцать пуговиц, это уже не мальчик, а оловянный солдатик. Речь его— набор штампованных фраз, и стоит Пете раскрыть рот, как вместо симпатичного мальчика перед вами солидный чиновник, представительный Петр Иванович Иванов.

Почему происходит такое? Причин тому немало. Во-первых, Петю учили этому изо дня в день его старшие товарищи: «В жизни, во дворе, со сверстниками ты можешь вести себя как угодно, но на сборе изволь выражаться солидно». Во-вторых, Пете очень хочется казаться взрослым, вот он и подлаживается изо всех

сил, подкрашивает свои выступления (!) разными «умными» словами.

Почему это плохо? Уверена, что вы и сами понимаете. Ленин призывал нас к очистке языка от разного бюрократического сора, подчеркивая, что умный человек — не тот, кто мудрено говорит, а тот, кто хорошо думает. Вот думать-то мы как раз не умеем. Не хотим учиться этому — вот что обидно. Привыкли к тому, что старшие все придумают за нас. Ждем, пока они подскажут, как провести собрание или сбор. Над чем работать сегодня, завтра и через год. Но при этом очень хотим быть лидерами, чтобы другие ребята уважали нас и считали умными. Вот и приходился выкручиваться, выжимая из себя, как воду из мокрого, свежевыстиранного белья, всякие-разные «микроструктуры» и «макросистемы», «профили» и «ориентации»...

Давайте меньше копировать плохие черты взрослых,— ведь мы живем совсем в иное время, чем жили они. Им перестроиться трудно. Нам же должно быть гораздо легче. ^^к

А. МУХИНА, корреспондент еженедельника

«Собеседник».

...прощальный.

Бумеранг
не возвращается?

«Когда приехал домой, думал, начнут расспрашивать, чем я там занимался, о чем мы говорили и спорипи. А оказалось все наоборот. Спрашивали только об одном: купались ли или нет и как кормили... Каждый пальцем тычет: «артековец». Так охота поскорее отучиться в этой школе и встретиться с теми, с кем подружился в «Артеке».

Вот такое грустное письмо прислал своему артековскому вожатому делегат IX слета Дима К.

Ты, дорогой друг, тоже сейчас артековец и не просто артековец, а участник сбора активистов перестройки. С каким настроением покинешь ты лагерь, что увезешь в своей поклаже — идеи, находку, подсказки? Может случиться, что и тебя ребята в отряде, дружине встретят настороженно. Не спеши огорчаться! Ведь многие из них тоже хотели поехать в Крым на этот необычный сбор. Может, они просто немного завидуют? Попытайся разобраться в обстановке, тем более, что рядом будут старшие друзья — вожатые, методисты, ответсекрета-ри, которые вместе с тобой участвовали в работе сбора. Если будет трудно — обратись к ним за советом.

Уверена, что сбор помог тебе разобраться во многом. Ты был как бумеранг между своей дружиной, городом, областью, который обязательно должен вернуться в родное гнездо. Постарайся увезти домой дух «Артека», постарайся зажечь ребят!

^^ Н. АЛЕКСЕЕНКО, корреспондент журнала «Вожатый».